"Просрочку" навсегда уберут с прилавков
Пока одни магазины и торговые сети решают, стоит ли участвовать в эксперименте, другие внедрили систему даже раньше срока. "Магнит" – один из первых ретейлеров, где купить просроченный продукт больше нельзя – не получится пробить на кассе.
"Новую технологию и весь функционал мы хотим поставить во все магазины, – заявила Ольга Фабрикантова, руководитель управления розничной сети "Магнит". – На текущий момент мы начали установку функционала с магазинов юга, дальше перейдем на центральную Россию и так далее по регионам".
Среди товаров, чей срок годности будет отслеживать система – бутилированная питьевая и минеральная вода, пиво и некоторые слабоалкогольные напитки, молочные продукты.
Эксперимент пройдет с 1 февраля по 1 августа. Отслеживать срок годности будет система маркировки "Честный знак". Она выглядит в виде кода.
"Срок годности может и должен быть нанесен на упаковку. Вы, как покупатель, не всегда смотрите на сроки годности и можете легко взять какой-то пакет молока и отнести на кассу. Также и работники торгового зала не всегда успевают убрать с полок продукцию, у которой истек срок", – говорит Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий.
"Честный знак" позволяет увидеть не только срок годности товара, но и каждый этап его изготовления, откуда и куда поставлен, какие сертификаты имеет. Сегодня производитель обязан наносить маркировку на молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, духи, товары легкой промышленности и многое другое. Как показала практика, внедрение системы поставило барьер нелегальной продукции.
Вся информация автоматически отслеживается и Роспотребнадзором. Там готовы принять жесткие меры против нарушителей. Такая работа показала эффективность.
"Сумма штрафа для юридических лиц составляет до полумиллиона рублей, – говорит Любовь Куракина, заместитель начальника отдела управления Роспотребнадзора по Москве. – Роспотребнадзор проводит постоянный анализ поступающих в наш адрес обращений. И такой анализ показал, что за 2022 год примерно на треть сократилось количество жалоб граждан на качество пищевой продукции".
Список товаров, на которые производители будут обязаны наносить специальный код, вырастет. Это медицинские изделия, биологически активные добавки. Сейчас обсуждают маркировку икры.