Завершились гастроли Калининградского симфонического оркестра по городам воинской славы
Музыка, объединяющая страны и народы. Завершились гастроли Калининградского симфонического оркестра по городам воинской славы. Для музыкантов это был новый опыт выступления: впервые за 35-летнюю историю тур в другие регионы России и триумфальный дебют в Белоруссии. Из Смоленска, Минска и Витебска репортаж Кирилла Смирнова.
На сцене смоленской филармонии звучит "Симфония №1" Василия Калинникова. Эта визитная карточка русского симфонизма, по словам музыкантов, не уступает лучшим творениям Вагнера.
АРКАДИЙ ФЕЛЬДМАН, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КАЛИНИНГРАДСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА:
— Эта симфония просто совершенна по всем параметрам. По тематизму. Не случайно темы этой симфонии звучали как позывные разных радиостанций, как символ русской культуры. Она воспринимается очень хорошо публикой.
В программе калининградских исполнителей творения еще двух именитых авторов русской классики — Шостаковича и Дунаевского. Выбор Смоленска как первого места в гастрольном туре калининградского симфонического оркестра по городам воинской славы, конечно, не случаен. Ему присвоили звание города-героя в 1985-м. А в самой Смоленской области есть еще 2 города воинской славы.
А это уже Минск — столица братской Белоруссии и второй город в гастрольном туре оркестра. Для калининградских музыкантов впервые выступать в белгосфилармонии — честь. К этому концерту музыканты готовились с особым усердием, провели 8 репетиций. Это показатель, учитывая, что произведения уже хорошо знакомы. Сердце любого оркестра — дирижер. Пообщаться с ним удалось буквально за 10 минут до выступления.
МИХАИЛ КИРХГОФФ, ДИРИЖЕР КАЛИНИНГРАДСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА:
— Я думаю, что профессию дирижера можно сравнить с профессией режиссера. Всё самое интересное происходит на репетиции. Как режиссер готовит спектакль, так и дирижер готовит сочинение.
Подготовка сочинения дирижером в этот раз учитывала партию фортепиано. Ведь на одной сцене бок о бок выступал белорусский пианист Александр Данилов.
В свои 27 Александр уже стал лауреатом международных конкурсов. На профессиональной сцене он с 17 лет. Но выступать вместе с калининградскими музыкантами — особый опыт.
АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ, СОЛИСТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ:
— Этот концерт и для нас преемственность. Потому что музыка российских композиторов как нельзя кстати может затронуть душу и россиян, и белорусов. Мы очень хорошо друг друга чувствуем и понимаем.
В этом году все мировое музыкальное сообщество празднует 150-летний юбилей Сергея Рахманинова. В этом и особенность подбора программы. На сцене звучат знаменитые "Симфонические танцы" и концерт для фортепиано с оркестром №2 авторства великого русского классика. Внимание досталось и торжественной увертюре "1812 год" Петра Чайковского.
КИРИЛЛ СМИРНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— В самом факте выступления калининградских музыкантов на белорусской земле есть особый смысл. Ведь во многом благодаря воинам 3 белорусского фронта 9 апреля 45-го был взят Кёнигсберг. Сам же Минск освободили еще в 1944-м в ходе операции "Багратион". За мужественное сопротивление он и получил статус города-героя. В современности помнить истоки своей независимости особенно важно.
У процесса организации гастрольного тура симфонического оркестра по городам боевой славы России и Белоруссии есть помощники. Это Национальный Благотворительный Центр "Нашим Героям" и фонд социальной поддержки ветеранов, сотрудников спецподразделений и спецслужб "Рысь". Одна из их задач — прививать любовь к высоким нравственным ценностям. Музыка именитых предков в этом деле отличный проводник.
НИКОЛАЙ ЦИХЕЛАШВИЛИ, ДИРЕКТОР АНО НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "НАШИМ ГЕРОЯМ":
— Русская классическая музыка нематериальный шедевр наследия нашей культуры, занимающий особое место в общемировом искусстве, позволяет по-особенному думать, высокодуховно чувствовать и видеть мир.
Особый интерес представляет мнение жителей и гостей Минска об уровне исполнения калининградцев.
Последний концерт калининградского оркестра по городам боевой славы прошел в Витебске. Филармонию здесь построили в 1957 году. Она относительно небольшая рассчитана на 500 мест. Конструкция здания позволяет достичь особой акустической точности.
ТАТЬЯНА САВИЦКАЯ, ДИРЕКТОР ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛАРМОНИИ:
— Витебская публика очень любит симфоническую музыку вы это заметили. В зале аншлаг, а билеты были проданы буквально за несколько дней весь зал. Спасибо большое Михаилу Кирхгоффу! Благодарность и низких поклон за великолепное владение материалом и феерическую программу!
Гастрольное будущее калининградского симфонического оркестра богато на сюрпризы. Музыканты хотят выступить в Санкт-Петербургской академической капелле, филармониях Москвы и Московской области.
Кирилл Смирнов, Дмитрий Кулабухов