Щедрое сердце старца Иоанна притягивало всех
Сегодня в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре собрались паломники со всей страны, чтобы почтить память одного из самых известных и уважаемых старцев Русской Православной Церкви – архимандрита Ионна (Крестьянкина). Он почил 17 лет назад. Митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов недавно выступил с инициативой прославления старца Иоанна (Крестьянкина) в лике святых как исповедника.
Заупокойная лития под сводами величественного Михайловского собора Псково-Печерской обители. В этом году день поминовения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) впервые совпал с днем памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Одним из таких исповедников был и сам отец Иоанн.
"Он провел долгое время под следствием. И в конце следствия устроили очную ставку с тем, кто написал донос. Иоанн прекрасно знал, кто его предал, но когда этот священник вошел в кабинет следователя, отец Иоанн так обрадовался, что увидел собрата, что бросился ему на шею и расцеловал. И этот священник упал в обморок", – рассказал митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов.
С владыкой Тихоном мы беседуем в старинном доме игумена. Ему почти три сотни лет. Как и сам монастырь, он никогда не закрывался и дошел до нас в первоначальном виде. На стенах – картины, которые знаменитый архимандрит обители Алипий и искусствовед Савва Ямщиков сохранили для потомков и не дали вывезти за границу. Как рассказал владыка Тихон, скоро на основании этой коллекции они планируют открыть музей. Вообще наследие в монастыре сохраняют кране бережно.
Эти уникальные кадры в далеком 1986-м снял тогда еще послушник Псково-Печерского монастыря с дипломом ВГИКа Георгий Шевкунов. Будущему владыке Тихону удалось запечатлеть моменты повседневной жизни своего великого духовника. На кадрах не только отец Иоанн, но и преподобные старцы, с которыми отче жил бок о бок.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был одним из величайших представителей русского старчества за всю его историю. Почтить его память в Псково- Печерскую обитель приехали паломники со всей страны. После литургии богомольцы отправились в святые пещеры, к месту погребения архимандрита Иоанна.
Еще одно место почитания – келья великого старца, куда в эти дни устремились сотни паломников. Здесь на простом диванчике выслушивал он всех, начиная от президента, заканчивая простыми людьми из далеких сел.
1950-м отца Иоанна оклеветали и по ложному обвинению отправили на семь лет в северные лагеря. Там батюшка работал на лесоповале, голодал, тяжело болел. Вышел на свободу. Потом 11 лет провел на отдаленных приходах Рязанской епархии. Храмы при нем расцветали, как Никольский в городе Касимов.
В Никольском соборе вместе с ним служил и схиархимандрит Никон. "При его богослужении всегда наслаждались, упивались службами, настолько он проникал в службу, что отвлекался от всего", – вспоминает священник.
В феврале 1967 года Патриарх Алексий I благословил его на уход в Псково-Печерскую обитель. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре отец Иоанн подвизался почти 4 десятка лет. Он прошел длинный путь – от иеромонаха до архимандрита. И все эти годы со всех концов страны сюда приезжали его духовные чада. Поэтому отца Иоанна называли "всероссийским батюшкой". Он молился ночи напролет за сотни едва знакомых ему людей, отвечал на письма тысяч, пока хватало сил, служил в храме и проповедовал после каждой литургии.
Духовных чад у отца Иоанна были сотни и тысячи. Он всегда спешил, но никогда не проходил мимо человека, за что его называли "скорый поезд со всеми остановками". Его щедрое сердце притягивало всех: и паломников, и братьев-монахов.
"Как только он появлялся на улице, его облепляли люди, как пчелы, прохода не давали. Его караулили, и на службу приходилось тащить его, потому что люди его обступал и заваливали вопросами", – вспоминает иеромонах Иоасаф.
Прозорливости старца поражались его духовные дети, которые ехали к нему за поддержкой и помощью со всех концов исторической Руси. "В этом году нет украинцев, которые испытали его благодатную помощь, а сегодня не приехали", – говорит митрополит Тихон.
Старчество с его поразительными пророчествами – вообще особое явление русского православия. Необычайно почитаемый и Русской, и Украинской Церковью духовник Донецкой епархии и основатель Николо-Васильевском обители, в которой под ударами националистов теперь гибнут священники, схиархимандрит Засима за много лет предсказал и кровавое будущее России и Донбасса, которое безуспешно попытались взорвать через кровавый Майдан.
Столетиями великие старцы, одним из которых и был Иоанн (Крестьянкин), видели истинный путь и цель человеческой жизни, судьбы государств и смыслы истории, прозревая то неизбежное будущее, что удавалось ощущать лишь немногим и что в итоге становилось реальностью для целых народов.