Выставка "ДК СССР" в "Манеже" приурочена к 100-летию образования Советского Союза
Вряд ли где-нибудь в мире в речевом обиходе могло бы родиться предложение отдохнуть культурно. А как еще? Ну то есть без выпивки и потасовки. В кино, в театр, на концерт сходить, книжку почитать. А можно всё в одном месте сконцентрировать, придумали советские идеологи: и рабочие силы экономишь, и культуру даешь в концентрированном виде. Дом культуры – уникальная институция, невиданная нигде в мире.
Вот именно так, в концентрированном виде, представлены некоторые культурные достижения Страны Советов на просторной выставке в Центральном Манеже. "ДК СССР" – это название выставки указывает больше не на ее содержание, а на метод, скорее, и на ее конструкцию. Она как маленькая ВДНХ, с проспекта вы сворачиваете на свое усмотрение в тот или иной переулок, в каждом переулке свой увлекательный раздел выставки, в котором можно культурно отдохнуть.
Экспозиция "ДК СССР" разбита на 13 разделов. Как и в Домах культуры, здесь пытались добиться синтеза искусств: архитектура, живопись, скульптура, графика, фотография, кино, театр, музыка. Некоторые экспонаты – интерактивные. Например, терпситон. Он был создан в 1936 году и назван в честь греческой музы танца – Терпсихоры. Платформа оснащена антеннами, реагирующими на движения. Какими будут они, такой получится и музыка.
Выставка приурочена к столетию образования СССР. При формировании экспозиции ставку делали на масштабность. К ней отсылает это гигантское ухо. Такое же предназначалось для скульптуры Ленина из Дворца Советов. В 30-е годы его начали строить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Но началась война, и строительный каркас пошел на противотанковые ежи и починку мостов. Трагических страниц истории в ХХ веке немало. Организаторы выставки убеждены: выдержать все эти испытания мог лишь народ с богатой культурой. Не утратить и развивать ее – задача сегодняшнего дня.
"Мы не просто ностальгируем и как-то рефлексируем по поводу нашего прошлого, мы продолжаем жить этими уникальными пространствами, потому что уже первая тысяча ДК, отремонтированные и отреставрированные за последние три года, продолжают открывать свои двери", – сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова.
Самым массовым видом искусства, конечно же, было кино. Зал, посвященный кинематографу, напоминает будку киномеханика, где можно увидеть советские проекционные аппараты и фрагменты фильмов. "15 окошечек в будке, и в каждом представлена своя республика. Вообще, кинематограф, российский, а затем многонациональный, советский, создавали российские кинематографисты. Смешно говорить, конечно, но первый киргизский фильм был снят Андроном Кончаловским и назывался он "Первый учитель", – рассказала генеральный директор "Москино" Наталья Мокрицкая.
Отдельные залы посвящены живописи. Вот полотна Гелия Коржева и хранящийся в запасниках Третьяковки портрет Дмитрия Шостаковича кисти Иосифа Серебряного. Здесь же встречается мозаичное изображение композитора. Его автор Надежда Ходасевич-Леже. После выставки мозаичных портретов во Франции, 60 из них были подарены автором Советскому Союзу и попали в Дубну. Как и почему – рассказывают на выставке. Не менее интересна театральная часть экспозиции. Одна из ее "жемчужин" – эскиз женского костюма Сергея Эйзенштейна.
"Оригинал эскиза Эйзенштейна – один из самых ценных экспонатов Бахрушинского музея. Специально для этой выставки мы увеличили его в человеческий рост. Эта дама символизирует собой авангардный театр, который здесь, на экспозиции, противопоставляется театру реалистическому. Вот платье, созданное во МХАТе в 80-м году для спектакля "Чайка", – пояснил куратор раздела "Театр" Андрей Райкин.
Один из экспонатов отсылает зрителей в Театр сатиры, куда после окончания училища с красным дипломом был принят Андрей Миронов. Вот его костюм для роли Фигаро, над образом тогда работал Вячеслав Зайцев. В соседнем зале еще несколько звездных вещей. За этим столом больше 25 лет гримировался Андрей Миронов, здесь написана его фамилия. Вне Бахрушинского музея стол экспонируется впервые. Напротив зеркала "Опереточная певица" из Театра кукол имени Образцова. Она сделана в 1946 году.
Разные театры, но задачи одни, разные виды искусства, но общее настроение: светлое, доброе, внушающее надежду, отраженное на лицах героев выставки "ДК СССР".