Как Гильермо дель Торо превратил сказку Коллоди в мультфильм
"Пиноккио" – одна из самых громких мультипликационных премьер 2022 года. Гильермо дель Торо убежден, что анимация давно вышла за рамки детского жанра. О том, как создавалась эта страшноватая сказка, расскажет Станислав Анисимов.
Пиноккио Гильермо дель Торо скорее новый монстр Франкенштейна, нежели милая кукла из сказки Коллоди в диснеевской интерпретации. Он пугает и отталкивает даже Джеппетто – своим внешним видом, своим поведением. А это значит, режиссер хотел рассказать нам совсем другую историю – о том, что значит быть не похожим на остальных и как за это придется расплачиваться. "Джеппетто вырезал его, когда был пьян. Начал с уха, потом услышал крик от полена и закончил по-быстрому. Поэтому Пиноккио получился таким асимметричным", – пояснил режиссер Гильермо дель Торо.
"Пиноккио" – режиссерский дебют дель Торо в анимации. Он сразу выбрал одну из самых сложных техник – кукольную. Мир Пиноккио создавался по крупицам: каждое здание, каждая деталь сначала разрабатывались на бумаге и позже воплощались художниками и инженерами на съемочной площадке.
Если он марионетка, то где же нити и кто кукловод? Правомерный вопрос из толпы. У Гильермо дель Торо свой ответ. Управление и подчинение – это для людей. Деревянная кукла здесь свободнее, чем все ее окружение. Чтобы быть независимым, он должен нарушать правила и законы. Этакая заноза для приличного и дисциплинированного общества, но Пиноккио даже рад этому. "Каждая эмоция, каждый звук, произносимый Пиноккио, – это отдельная маска. И нам приходилось менять их в процессе съемок. Нас спасло то, что Пиноккио – парень из дерева, и его эмоции выражаются скупо. Никаких раздувающихся щек", – рассказала художник по персонажам, технический директор Джорджина Хайнс.
Это Пиноккио исполняет хулиганскую песню перед Муссолини и про Муссолини. Исторический период в фильме Гильермо дель Торо прописан очень точно: действие разворачивается в Италии в 30-е годы прошлого века. За столь яркий протест критики окрестят марионетку "куклой-диссидентом". "Я не хочу, чтобы люди думали о героях этого фильма как о реальных людях. Я хочу, чтобы они прежде всего видели персонажей. Поэтому они такие гротескные: у демонического Вольпи волосы как рога. Невинность Пиноккио в его простоте. А Джеппетто олицетворяет старый добрый мир", – поделился Гильермо дель Торо.
Праздник непослушания рано или поздно заканчивается. Для всех, но не для деревянной марионетки: он и от кукловода ушел, и от дуче сбежал, и можно быть уверенным: Пиноккио никогда не станет деревянным солдатом Урфина Джюса. Впрочем, это уже совсем другая сказка.