"Сокол", "Грифон" и другие: чем сильна и слаба натовская авиация
Американский "Сокол"
Самый массовый боевой самолет, стоящий на вооружении стран Североатлантического альянса – американский многофункциональный легкий истребитель F-16 Fighting Falcon. Таких у ВВС НАТО, эксплуатирующих их с 1978 года, более полутысячи. Исходно разрабатывавшийся в первую очередь для борьбы с самолетами противника, в современных модификациях F-16 является многоцелевым самолетом, эффективным (в случае использования соответствующего вооружения) и против наземных целей.
В числе сильных сторон машины военные эксперты отмечают маневренность, высокий ресурс и комфорт для пилота – выполненное без переплетов стекло кабины обеспечивает отличную обзорность, а продуманная компоновка органов управления – простоту выполнения боевых задач. Считается, что F-16 весьма эффективны в подавлении ПВО противника.
В то же время, легкий однодвигательный F-16 довольно ограничен в том, сколько топлива и вооружений он может взять на борт. Радиус эффективного боевого применения самолета не превышает 600 км, да и по скорости он далеко не рекордсмен.
Европейский "Тайфун"
Eurofighter Typhoon – один из самых новых натовских самолетов, его поставили на вооружение в 2003-м году. Этот многоцелевой истребитель четвертого поколения используется ВВС Великобритании, Германии, Италии и ряда других стран. В случае принятия Великобританией решения о передаче Украине самолетов (премьер Риши Сунак в ходе встречи с Владимиром Зеленским этого не исключил), отправят Киеву именно эти машины.
"Еврофайтеры" считаются самыми продвинутыми истребителями четвертого поколения и по многим параметрам – скорости, дальности, маневренности, возможностям радара, авионике – превосходят F-16. Разумеется, эти преимущества отражаются на стоимости самолета и его обслуживания.
Эксперты отмечают, что эффективно использовать "Тайфуны" могут только очень хорошо обученные обращению именно с этой машиной пилоты. Кроме того, у них неоднократно возникали технические проблемы – например, летом прошлого года Великобритания и Германия прекратили полеты "Тайфунов" из-за проблем с механизмом катапультирования, угрожавших жизням пилотов.
В декабре 2022-го стало известно, что Берлин принял решение закупить в течение ближайших лет несколько десятков американских F-35, отказавшись от новых "Тайфунов" и совместного с Францией проекта по разработке истребителя следующего поколения. По данным военной аналитической компании Janes, у Великобритании всего порядка 30 таких истребителей первых годов выпуска, которые теоретически могут отправить на Украину.
Европейский "Торнадо" – Tornado
Tornado – первый боевой самолет, разработанный совместно европейскими странами – является ровесником F-16, они производились с 1979 по 1998 годы. На вооружении стран НАТО до сих пор остаются более сотни таких машин. Исходно эти самолеты разрабатывались как истребители-бомбардировщики и хорошо приспособлены для ударов по наземным целям.
Tornado способен поднимать в воздух до 9 тонн полезной нагрузки – больше, чем F-16, а также превосходит американский истребитель по максимальной скорости (благодаря, в том числе, изменяемой стреловидности крыла) и боевому радиусу. Эти самолеты активно применялись во время войны в Персидском заливе, выполняя наиболее характерную для этой модели задачу – удары с целью прорыва обороны противника на низкой высоте. Автопилот позволяет ему передвигаться на высоте всего 60 метров, следуя за рельефом местности.
Великобритания сняла с вооружения Tornado в 2019-м году, а Германия, у которой осталось более сотни таких самолетов, намерена в ближайшие годы заменить их на американские F-35. Вероятно, в Киеве очень хотели бы получить эти, пусть и устаревающие, машины от Берлина.
Шведский "Грифон" – JAS 39 Gripen
Некоторые западные военные эксперты называли эти недорогие легкие истребители наиболее подходящим вариантом для передачи Украине. В отличие от F-16 и Tornado они неприхотливы в обслуживании, по-скандинавски нечувствительны к холоду и могут использовать для взлета и посадки аэродромы без продвинутой инфраструктуры с короткими ВПП, автомобильные дороги и (по некоторым данным) даже грунтовые ВПП.
"Грифон" располагает лишь одним двигателем. Это потенциальный минус к надежности, однако позволяет за счет уменьшенного собственного веса брать на борт больше полезной нагрузки. За счет использования композитных материалов шведские истребители весят на четверть меньше F-16 и – что особенно важно – менее заметны для радаров.
JAS 39 Gripen поступили в ВВС Швеции в 1997 году, за все время их произвели без малого 300 штук. При этом на вооружении стран НАТО (Чехии и Венгрии) их меньше 30. В реальных боевых действиях, за исключением патрулирования в Ливии в 2011-м году, "Грифоны" не участвовали – так что на реальном поле боя возможны сюрпризы. Власти Швеции в ответ на озвученную Киевом в декабре просьбу заявили, что передавать Gripen Украине не планируют.