Ретроспектива Эдуарда Артемьева

13 февраля 2023 12:19
С 17 по 20 февраля в кинотеатре "Иллюзион" состоится ретроспектива памяти композитора Эдуарда Артемьева. Его не стало 29 декабря.

С середины 1960-х годов вплоть до конца жизни творческая биография композитора была тесно связана с кино. Музыка к фильмам Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова, Карена Шахназарова и многих других режиссеров не просто запомнилась зрителям, но стала частью коллективной культурной памяти, затрагивающей не одно поколение нашей страны. При этом, значительная часть картин из фильмографии композитора остаются неизученными, малоизвестными для современного зрителя. В программе авторы постарались проследить эволюцию творчества Эдуарда Николаевича, руководствуясь именно такими неочевидными картинами.

"Арена" (1967) Самсона Самсонова – полноценный дебют Артемьева в роли кинокомпозитора, эффектная драма в духе немецкого экспрессионизма про цирк, оккупированный нацистами. "Молчание доктора Ивенса" (1973) Будимира Метальникова – научно-фантастическая картина с Сергеем Бондарчуком в главной роли, вышедшая через год после "Соляриса" Тарковского, она закрепляет за музыкантом, как писали в прессе тех лет, статус "космического" композитора. "Страх высоты" (1976) Александра Сурина – клаустрофобичный детектив по произведению писателя Павла Шестакова с Андреем Мягковым и Анатолием Папановым в главных ролях, динамичная диско-композиция, написанная Артемьевым для картины, контрастирует с подчеркнуто нуарным сюжетом. "Ищи ветра" (1979) Владимира Любомудрова – обожженный истерн про человеческую жестокость, рифмующийся со "Своим среди чужих, чужим среди своих" и "Рабой любви". "Лунная радуга" (1983) Андрея Ермаша – картина по книге советского фантаста Сергея Павлова, с Владимиром Гостюхиным в заглавной роли, научная фантастика, где на пафос освоения космоса накладывается чувство неведомой тревоги, которому способствует музыка Эдуарда Артемьева. "Перед рассветом" (1989) Ярополка Лапшина – жестокий динамичный боевик с Евгением Мироновым, деконструирующий государственный военный миф. Эта перестроечная картина закольцовывает советский период творчества Эдуарда Николаевича и является заключительной в нашей программе. Несмотря на все жанровое, стилистическое, хронологическое разнообразие подборки фильмов, все они объединены гармоническим диалогом визуального и музыкального. Композиции Эдуарда Артемьева в этих фильмах не просто аккомпанируют повествованию, а составляют его неотъемлемую определяющую часть.

Куратор ретроспективы – киновед Никита Третьяк.

Все фильмы будут представлены с 35 мм плёнки из коллекции Госфильмофонда РФ.

Расписание на сайте.