"Книга висячих садов" – вокальный цикл Арнольда Шёнберга представили как спектакль-променад

17 февраля 2023 19:09
Это первая в мире попытка сценической интерпретации произведения австрийского композитора. Автором трактовки стал Борис Юхананов.

"Книга висячих садов" – вокальный цикл Арнольда Шёнберга представили как спектакль-променад. Автором сценической трактовки стал Борис Юхананов, а весь проект задуман как концентрация новых средств и форм. На премьере в подземном коллекторе побывала Анна Шустер.

Опера на минус четвертом этаже – под 16-тиметровыми потолками. Раньше здесь был коллектор с фильтрами на случай техногенных аварий, теперь – арт-пространство. Этим вечером дают "Книгу висячих садов". Впервые вокальный цикл Арнольда Шёнберга представят как спектакль в жанре променад.

Ноты заполнили это пространство и в переносном смысле, и в прямом. Ноты на стенах и ноты на земле – как цветы из "Книги висячих садов", а зрители не сидят в креслах, а на протяжении всего спектакля ходят по этому залу.

Эти проекции рисуют образ самого композитора. Для своего времени Шёнберг был новатором, он пытался создать новый атональный музыкальный язык.

Елизавета Дмитриева, музыкальный руководитель постановки: "Это не совсем атональный цикл. В нем не отсутствует тональность, а скорее присутствуют все тональности, как в белом цвете присутствует весь спектр радуги".

"Книга висячих садов" стала частью совместного проекта "Золотой маски" и Пушкинского музея. Здесь драматурги изучают, к чему может привести коллаборация музея и театра и презентуют спектакли-перфомансы.

"Этот спектакль – часть фестиваля проекта "Theatrum", который является, в свою очередь, частью программы выставки "Всеобщий язык". Какой у нас с вами может быть общий язык – это, конечно, идея очень важная", – отметил куратор проекта "Theatrum" Илья Кухаренко.

В "Книге висячих садов" общий язык ищут влюбленные. Изначально композитор написал произведение на стихи Стефана Георге для одного сопрано или высокого меццо, но спектакль режиссера Бориса Юхананова рассчитан на трех исполнителей. Один из баритонов предстает в образе самого композитора, другой – в образе молодого художника Рихарда Герстля. Чета Шёнбергов начала брать у него уроки, и в результате жена композитора ушла к живописцу.

Борис Юхананов, режиссер: "Закончилось трагедией, выдающийся австрийский экспрессионист, художник. В 26 или 25 лет покончил с собой, а жена вернулась к Шенбергу и двум детям. Вот этот треугольник, который впился в душу Шёнбергу, в котором есть смута и много чего есть".

На фоне серых стен яркие костюмы героев – они будто напоминают, что в этих садах можно найти печаль и радость, зло и добро. Солисты Ульяна Бирюкова, Илья Кутюхин и Николай Землянских в этом спектакле сосредоточены на символах. Например, любовь – это перо сказочной птицы, и удержать его на ветру подвластно не всем.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия – Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники