Почему новую версию фильма "Крестный отец 3" должен увидеть каждый

22 февраля 2023 15:30
Кадр из фильма "Крестный отец III" (Paramount Pictures)
Третья часть "Крестного отца" всегда считалась противоречивым дополнением к этой культовой саге из-за того, что она невнятно завершает трилогию. И вот в 2020 году Фрэнсис Форд Коппола выпускает обновленную версию фильма, которая была призвана расставить все точки над i, – посмотреть ее можно на медиаплатформе "Смотрим". Мы же в своем материале подробнее разбираем, что именно было переделано и для чего.

Фильм "Крестный отец. Кода: Смерть Майкла Корлеоне", который уже сейчас можно посмотреть онлайн на медиаплатформе "Смотрим", не вносит радикальных изменений в исходное повествование. Вместо этого, с помощью аккуратного редактирования, Фрэнсис Форд Коппола вносит значительный тональный сдвиг в триквел, наполняя его ощущением цели, отсутствовавшим в оригинальном фильме. К слову, Коппола – не новичок в переделках: его культовую драму "Апокалипсис сегодня" перемонтировали несколько раз (последний вариант фильма вышел в 2019-м; затем режиссер взялся за "Крестного отца 3").

Кадр из фильма "Крестный отец III" (Paramount Pictures)

Само существование новых версий культовых фильмов доказывает, что ни один из них не умирает – и что новые технологии позволяют кинематографистам оживлять свои работы с помощью обновленного звука и переработанных визуальных эффектов. Есть те, кто утверждает, что к фильмам следует относиться как к артефактам (сохранять их в первозданном виде), но есть и другие, кто говорит, что современные технологии должны использоваться, в том числе, чтобы дать старым фильмам новую жизнь.

Хронометраж

Коппола, конечно, слегка подсократил хронометраж для новой версии "Крестного отца 3", но резал он в основном только не несущие особенной смысловой нагрузки паузы. Исключение – несколько сцен, которые режиссер предпочел и вовсе не включать в эту версию монтажа. Секунда там, пара секунд тут – в итоге повествование получилось более динамичным, хлестким, а кое-где даже давящим на зрителя. Паузы, вероятно, должны были дать возможность задуматься над только что увиденным, а сейчас на это просто нет времени. Хронометраж оригинальной кинотеатральной версии фильма составил 2 часа 42 минуты, хронометраж фильма в коллекционном издании трилогии оказался 2 часа 50 минут, а в режиссерской (этой) версии – 2 часа 38 минут. Для людей, которые давно смотрели все три фильма, но не видели новую версию монтажа, отсутствие 4 минут заметно не будет. Но вы точно заметите, что какие-то сцены поменяли свое положение на линии повествования.

Кадр из фильма "Крестный отец III" (Paramount Pictures)

Новое начало

Оригинальная версия третьего "Крестного отца" открывалась эпизодом вручения Майклу Корлеоне специальной награды от Папы Римского. В режиссерском варианте во главу угла вынесен эпизод, который первоначально зрители могли видеть ближе к концу первого часа кинокартины. В "Коде" Майкл вовсе не получает награду – эту сцену Фрэнсис Форд Коппола полностью вырезал. Сейчас все начинается сценой разговора Майкла Корлеона с архиепископом, который обращается к своему собеседнику с просьбой: "Дон Корлеоне, мне нужна ваша помощь". Этот эпизод не только отсылает к первой оригинальной части трилогии, но и задает настроение для всего фильма (на этот раз, по задумке Марио Пьюзо и Копполы, фильм должен быть про искупление). Размещение этой конкретной сцены во вступлении обеспечивает прочную основу для новой версии триквела, поскольку все, что последует дальше, кажется, весьма органично вытекает именно из нее. Удаление некоторых вступительных эпизодов эффективно устранило ненужный повествовательный "багаж", поскольку, согласно отзывам критиков и зрителей, именно они в первую очередь и повлияли на восприятие аудиторией кинотеатральной версии "Крестного отца 3".

Кадр из фильма "Крестный отец III" (Paramount Pictures)

Смотрите фильм "Крестный отец. Кода: Смерть Майкла Корлеоне" на медиаплатформе "Смотрим" прямо сейчас.

Новый финал

Дайан Китон, исполнительница роли бывшей жены Майкла Корлеоне, Кэтрин (Кей) Адамс-Корлеоне:

"Когда вышла оригинальная 3-я часть "Крестного отца" – это был невероятный провал. Я помню, как увидела фильм и подумала: "Боже! Да что же это такое?" Триквел получился разочаровывающим".

В финале оригинального третьего "Крестного отца" зрителям показали смерть одряхлевшего Майкла Корлеоне. Фрэнсис Форд Коппола конец истории мафиозного босса увидел именно таким – говорят, нелепым. Зрителям эта концовка по душе не пришлась, разнесли ее и критики. Что нужно было сделать, чтобы завершить фильм ярко? Просто закончить все на сцене убийства дочери Майкла. Майкл, переживший за свою жизнь очень многое, стремился к искуплению грехов, но вместо этого получил смерть собственного ребенка. Во многом эта новая концовка повторяет концовку второй части "Крестного отца". В обоих фильмах Коппола использует перекрестные наплывы, чтобы подчеркнуть трагедию поколений. Но если во второй части "Крестного отца" трагедия была "наследием" Вито Корлеоне, то в третьей части ее нам навязали. Тем не менее, результат тот же. Майклу остается обдумывать свои ошибки, прижав кулак к лицу. Ему придется жить с болью, которую он причинил своей семье и близким. Теперь Майкл остался один: все либо предали его, либо бросили, либо умерли из-за его действий, и это судьба еще хуже смерти.

Кадр из фильма "Крестный отец III" (Paramount Pictures)

Переставленные местами сцены

"Крестный отец 3" зрителям не понравился: вышедший на экраны через 16 лет после сиквела, он оказался совсем не тем финалом, которого желала аудитория. Критиковали все: от игры дочери Фрэнсиса Форда Копполы, которой в последнюю минуту заменили выбывшую из проекта Вайнону Райдер, до слишком запутанного повествования. И если София в перемонтированной финальной версии никуда не делась, изменить порядок сцен Коппола мог без проблем (что он и сделал). Упрощая историю, режиссер перекомпоновал ее и собрал заново. Не все сцены "переехали", но те, что были перенесены по линии хронометража, попали на логичные места. Как пишут посмотревшие в своих отзывах, новый "Крестный отец", действительно, стал более лаконичным и понятным. Фильм, в котором не нужно думать, когда происходят те или иные события, гораздо легче смотреть.

Кадр из фильма "Крестный отец III" (Paramount Pictures)

Зачем Коппола взялся переделывать триквел?

Первоначально ничего подобного в планах режиссера не было. До нового триквела он сделал сериальную версию "Крестного отца", события в которой разворачивались в хронологическом порядке. А еще был коллекционный вариант трилогии, в которой все три части киносаги получили расширенные варианты: они, казалось, должны были закрыть все недомолвки. Но нет. Аудитория по-прежнему оставалась недовольной, а "Крестный отец 3" по-прежнему считался провальным фильмом. Интересно, что, по словам режиссера, триквел был совсем не тем фильмом, который он и Марио Пьюзо хотели снять. А "Кода", то есть в музыкальном смысле эпилог, – это максимально близкий вариант истории, которую и планировалось рассказать первоначально.

Дайан Китон, исполнительница роли бывшей жены Майкла Корлеоне, Кэтрин (Кей) Адамс-Корлеоне:

"Новая версия получилась потрясающей. Фрэнсис отлично поработал над ней. Он сделал концовку многим лучше, да и фильм в целом значительно улучшился. Он проделал большую работу, и теперь я горжусь "Крестным отцом 3". Возвращение к этой истории стало одним из самых волшебных переживаний в моей жизни и карьере".

Фильм "Крестный отец. Кода: Смерть Майкла Корлеоне" наглядно показывает, что кино – это итеративная среда. В большинстве случаев основные итерации делаются во время исходного процесса монтажа, но иногда, как показывает "Кода", правильные версии рождаются значительно позже, чем ожидалось первоначально.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.