Театру Моссовета – 100 лет!
Театр имени Моссовета празднует сегодня юбилей. Исполнилось 100 лет со дня его основания. Коллектив был создан в 1923 году как передвижная труппа для рабочих районов. Тогда у театра не было своего помещения, в труппе было всего девять человек, а репертуар состоял из двух постановок. Каким был театр тогда, и как он менялся с годами вспоминает его актриса Мария Кнушевицкая. С ней встретилась Анна Шустер.
Заслуженная артистка России Мария Кнушевицкая не меняет работу с 1957 года. Тогда на орбиту был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а её путеводной звездой стал Театр имени Моссовета. Основанный в 1923 году, сначала он даже не имел собственного здания. В труппу передвижного ансамбля входило девять человек, а его художественным руководителем стал режиссёр Сергей Прокофьев. В 1938 году театру было присвоено имя Московского совета, в 40-м новую страницу истории театра начал писать Юрий Завадский.
"Любимый актёр Вахтангова, а потом Станиславского. Калаф, Бомарше – граф – это ж с ума сойти можно! Конечно, это довлело на нас на всех", – поделилась заслуженная артистка России Мария Кнушевицкая.
Сегодня вместе с портретом режиссёра в музее театра хранятся его рисунки. Ещё в юности Завадский одновременно брал уроки в школе живописи и учился на юридическом факультете Московского университета. Когда же он связал судьбу с театром, то всегда заботился о труппе не только с профессиональной стороны.
"Например, когда Ирина Павловна Карташова, которая была дочь врага народа – у неё отец был арестован, мать сослана, – и потом ей разрешили приехать, её не прописывали в Москве. Она всегда говорила: "А Юрий Александрович добился разрешения на прописку", – рассказала Мария Кнушевицкая.
В эпоху Завадского в театре гремели "Шторм" и "Петербургские сновидения". Марии Кнушевицкой посчастливилось играть в этой постановке. Вспоминает она и работу в спектакле "Дальше – тишина" с Ростиславом Пляттом и Фаиной Раневской в главных ролях. Это история о том, как старики после 50 лет счастливого брака вынуждены расстаться навсегда. Так распорядились их дети.
Сегодня Мария Кнушевицкая вспоминает, как во время поклонов Раневская однажды шепнула Плятту: "А, подлец, переиграл меня". Но это не так, убеждена она. Раневскую Мария Кнушевицкая знала с детства. С Фаиной Георгиевной была знакома её мама, солистка Большого театра Наталья Шпиллер. Однажды оперная певица попросила не ставить её выступления в сборных концертах после номеров Фаины Раневской.
"Я потом спросила у мамы: "Скажи, пожалуйста, это правда?" Она сказала: "Конечно, правда". Потому что не смотреть Фаину Георгиевну было нельзя, а я начинала так хохотать, что у меня садился голос после этого", – добавила Мария Кнушевицкая.
Смех и слёзы, радость и боль. Мария Кнушевицкая убеждена – искусство театра вечно, его никогда не смогут вытеснить ни кино, ни телевидение. В 100-м сезоне Театра имени Моссовета она выйдет на сцену сразу в нескольких постановках.