Выставка "Дом моделей. Индустрия образов" открылась в Музее Москвы
От Ателье мод к Дому моделей. Выставка в Музее Москвы рассказывает об искусстве моделирования одежды в СССР. Где создавалась советская мода, и как работала индустрия образов, узнала Мария Трофимова.
Как была устроена индустрия моды в Стране Советов? После революции для руководства страны новое мироустройство, прежде всего, подразумевало новый образ жизни людей. И создание Дома моделей было продиктовано главной задачей – переодеть советского человека.
"Во что его надо было переодеть, как создавалась эта фабрика образов, творческая лаборатория, которая должна была преобразить всех советских людей, и как это развивалось на протяжении десятилетий? Об этом рассказывает наша выставка", – заявила генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.
Выставка охватывает всю историю советской моды. Акцент на ее трех главных институтах. Первый – Ателье мод. Здесь работали художники-авангардисты: Александра Экстер, Вера Мухина. Они разрабатывали новые образы для массового производства. Правда реализовать все это удалось позже. В 35-м Московский дом моделей на Сретенке получил отдельное здание со швейными мастерскими, кабинетами модельеров и демонстрационным залом. Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту больше известен сегодняшнему зрителю. Был создан еще во время войны, в 44-м, для создания готовых разработанных лекал для массового пошива, чтобы в послевоенное время люди смогли купить одежду отечественного производства. Издавались и журналы, причем не только с картинками, но и с выкройками, по которым многие сами шили себе одежду.
Главным изданием страны, аналогом Vogue или Harper's Bazaar, был журнал мод. Он предлагал советским женщинам зарубежные модные тенденции, адаптированные к повседневной жизни. Причем авторство моделей не скрывалось, и читатель знал, чью выкройку он купил: Вячеслава Зайцева, Галины Гагариной или Тамары Файдель.
Модель 56-го года. Сшила по ее выкройке специально к выставке художница по костюмам Мария Орлова. Так же она воссоздала знаменитое платье "Россия" Татьяны Осьмеркиной, разработанное специально для Экспо в Монреале. Образ визуально отсылает к новгородской иконе.
"Она искала насыщенный цвет красный. В поисках этого цвета взяла пальтовую ткань, шерсть букле, и получилось такое потрясающее монолитное платье с таким прямым силуэтом", – заявила художник по костюмам Мария Орлова.
На 60-е пришелся расцвет модной индустрии. По всей стране к тому моменту насчитывалось 36 Домов моделей. Они подчинялись четкой производственной системе: с отделами верхней одежды, спортивной, детской, экспериментальным цехом. Там вместе с Вячеславом Зайцевым искусствовед Алла Щипакина начала заниматься модой.
"Мода творилась в этом цеху, потому что здесь делались направляющие коллекции, которые создавались раз в год, возились по всей стране, во все крупные города. Было 36 Домов моделей, давали как бы направление, что будет", – отметила искусствовед, историк моды Алла Щипакина.
Несмотря на железный занавес, модельеры всегда следили за новостями французской моды. По-своему трактовали парижское сочетание скромности, элегантности и вневременности. Это стало основным принципом советской моды.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.