Большой фильм о Малой земле
Телеканал "Россия" готовит к показу большой фильм Алексея Денисова о Малой земле. Собраны уникальнейшие кадры и свидетельства из собрания Госфильмофонда России и Российского государственного архива кинофотодокументов, которых мы еще не видели.
4 февраля 1943 года в час ночи на каменистый берег в окрестностях Новороссийска высадился отряд десантников под командованием майора Цезаря Куникова. Дерзкая атака наших морских пехотинцев стала полной неожиданностью для противника.
Десять вражеских блиндажей и дзотов были уничтожены сходу. К рассвету, отряду Куникова удалось захватить плацдарм шириной до трех километров. Дальнейшее наступление пришлось прекратить из-за нехватки боеприпасов и отсутствия резервов. Так начиналась история знаменитой Малой земли.
Цезаря Куникова, который в итоге зацепил крохотную Малую землю, нужно вспоминать с особой благодарностью. Цезарь Куников – это представитель того военного поколения людей, которые и создали Победу, которые собственно и победили. Это были люди, которые могли взламывать любую оборону, они могли идти на смерть, понимая, что это нужно для общей победы. Было особое военное поколение.
Для ведения ночного боя Куников разработал собственные методики тренировок личного состава. Будущих десантников майор отбирал лично, принимали в отряд только добровольцев. Это были лучшие бойцы Новороссийской военно-морской базы. Защитники Одессы и Севастополя, участники феодосийского и керченского десантов, герои боев на Тамани и в Новороссийске. После этого начались ежедневные изнурительные тренировки по системе Куникова.
Те методики подготовки десанта, которые он использовал в Геленджике, некоторые из них до сих пор считаются уникальными. Например, хождение бесшумное по гальке, или например, определение, где произошел выстрел на слух, скалолазание с завязанными глазами. То есть, там множество было интересных моментов, и все бойцы его отряда, которому он каждого подбирал, с каждым общался, они должны были уметь владеть всеми видами оружия.
Благодаря блестящей выучке, отряд Куникова уже в первые сутки смог не только прорвать хорошо укрепленные вражеские позиции, но и отразить множество атак противника. У каждого десантника с собой были 800 патронов, автомат, восемь лимонок и противотанковая граната. На отделении из 10 человек имелся один пулемёт и две снайперские винтовки. В ночном бою морские пехотинцы отличали своих по белой повязке на левой руке.
Первые дни были самые сложные, нужно было эвакуировать раненых, оборудовали здание Рыбозавода под эвакуационный пункт. Старые ванны для засолки рыбы использовали как нары. И есть воспоминания, что собирали воду раненым из снега. Снег топили, снег был бурый, потому, что был смешан с кровью. Хлеба не хватало зачастую, а они делали такую болтушку, смешивали муку с водой. Были случаи цинги, куренной слепоты и даже было такое понятие, как Малоземельский плац. То есть, они изготавливали специальный отвар из виноградных листьев, чтобы бороться с этими недугами. Делали также и хвойные отвары, как то выкручивались наши бойцы.
В этих нечеловеческих условиях, защитники Малой земли демонстрировали чудеса стойкости и героизма.
Эти кадры были сняты в Ленинграде 9 мая 1987 года, впереди колонны ветеранов человек без обеих ног на самодельной инвалидной каталке. Это морской пехотинец Анатолий Леопольдович Галимбиевский. В 1941 году он защищал Одессу и Крым, а в сорок третьем, в составе десантного отряда под командованием Цезаря Куникова, участвовал в захвате плацдарма Малая земля. Осенью того же года был ранен в обе ноги и повторно в правую руку. Несмотря на это, что Галимбиевский продолжал держать оборону в захваченном вражеском дзоте. Через несколько суток после ранения, его эвакуировали в Геленджикский морской госпиталь. Врачи, обнаружив газовую гангрену, ампутировали ему обе ноги. В этот момент Анатолию было всего 22 года, но духом он не пал. В госпитале за ним ухаживала грузинская девушка, медсестра Мерца Колонтадзе. Она влюбилась в жизнерадостного ленинградского парня и стала его женой, позже у них родилась дочь Тамара. Вместе они счастливо проживут всю жизнь. Вернувшись в родной Ленинград, Анатолий Леопольдович закончил техникум, а позже стал ведущим инженером в лаборатории научно-исследовательского института метрологии имени Менделеева. Коллеги звали его мастером "золотые руки". Галимбиевский не только придумывал и изготавливал различные приборы для нужд института, но и охотно чинил знакомым сломанные телевизоры.
"Что я люблю? Хороших друзей, хорошую компанию, девушек люблю. Что еще любить? Песни фронтовые я люблю, "Нашу бескозырку", "День Победы", "Малая земля", потому что я там прошел все от начала до конца", – вспоминал Анатолий Галимбиевский.
На работу и по городу Анатолий Леопольдович ездил на "Запорожце", потом на "Волге", которую сам переделал на ручное управление. Кроме техники, второй его страстью была музыка. В свободное от работы время Анатолий Галимбиевский руководил самодеятельным духовым оркестром.
В семидесятые годы здесь появится памятник "Взрыв", созданный из осколков вражеских мин, бомб и снарядов. Его вес 1250 килограммов. Именно столько смертоносного металла враги обрушили на каждого защитника Малой Земли за время боёв. Артем Иванович Азиров, последний в нашей стране участник апрельских боев 1943 года на Малой земле. В декабре 2022 года ему исполнилось 100 лет.
"Осколок над левым глазом до сих пор можно пощупать. Здесь в этом месте, это уже на Малой земле. Я там два раза был ранен, а получается, что легкие были ранения, и там я никуда не уходил, сидел в своих окопах, со своими людьми. Наша бригада охраняла Долину смерти, этот холм, где мы закрепились. Если видел колодец, это находится прямо в Долине смерти, самое страшное это день и ночь, этот гул, эта стрельба, эти взрывы, жужжание пуль, знаете, как действовало на нервы. О войне очень много написано, очень хорошо написано, очень правильно написано. Но то, что ты видишь своими глазами там, это трудно описать. Вот единственное, что ты защищаешь Родину. Что за тобой Родина твоя, твоя семья, и так далее и так далее. Или живи или умри", – вспоминает Артем Азиров.
В одном из последних писем родным Цезарь Куников написал – "В войне, как в гигантском котле разварились и выплыли на поверхность отходы людские, шлак, осталась чистая сталь, и эта сталь, принявшая закалку в огне боев, занеслась над врагом. Расплата будет страшной".