Как добиться возмещения ущерба, если на вас или имущество упала наледь с крыши? Алгоритм действий от юриста Александра Алексеева
Александр Алексеев, руководитель общественной организации по защите прав потребителей "Наше право": Рассмотрим два варианта. Первый – простой: это стороны договорились. Вот, случилась ситуация, наледь попала на машину, на прохожего, значит, что надо сделать. Во-первых, зафиксировать само происшествие. У всех есть телефоны, планшеты – заснять это на видео, зафиксировать. Если есть очевидцы – значит, уточнить у них данные, адрес, телефон. И также вызвать полицию. Из практики могу сказать, что так люди и делают. Они должны выехать, зафиксировать, сделать осмотр, составить протоколы, опросить людей, в частности, потерпевшего. Следующий шаг – это обращение в управляющую компанию потерпевшим с конкретной суммой ущерба. А раз имущество граждан может пострадать, в этой связи необходимо определиться со стоимостью ущерба, она определяется, что называется, на глаз. Естественно, надо понимать адекватность этой суммы, чтобы она не была завышена. И предъявляются претензии к управляющей компании, но предъявлять их надо в письменной форме, всегда. Если управляющую компанию устроит то, что было предъявлено со стороны потерпевшего, она удовлетворит ущерб. Если нет – тогда здесь получается перспектива судебная. Потерпевшие должны сделать оценку стоимости ущерба, обратиться в экспертное учреждение для того, чтобы обоснованно зафиксировать сумму ущерба. И важный момент – определить, отчего произошло возникновение вот этого ущерба, повреждения, действительно ли это соответствует характеру повреждения, связанного с обвалом наледи или снега и так далее. Потому что споры в основном – когда мы говорим о судебной перспективе – касаются доказательства, что это падение снега с крыши было, а не какой-то иной случай, что это было именно в конкретном месте в конкретное время.
Кирилл Радион, корреспондент: Если во время оттепели начала протекать крыша, и, допустим, не только у тех, кто живёт на верхних этажах, но и тех, кто снизу. Их алгоритм действий?
Александр Алексеев, руководитель общественной организации по защите прав потребителей "Наше право": Алгоритм действий примерно одинаков. Мы должны понимать, что надо зафиксировать само происшествие. Если с потолка у нас капает вода, то есть следы, откуда капает она. Мы фиксируем это изначально самостоятельно на телефон, на видео. Обязательно надо обратиться в управляющую компанию и пригласить сотрудников, чтобы они оформили акт осмотра. Они обязаны прийти, составить акт, при этом должны присутствовать жильцы и сотрудники управляющей компании. Желательно, чтобы это был не один сотрудник, а как минимум два-три. В акте указывается адрес, дата и само событие, что произошло, что есть мокрые пятна на потолке, где конкретно, в углу, в каком углу. Если страдает какое-то имущество, например, аудио-, видеотехника, мебель, ковры и диваны, стены – всё это фиксируется. Если что-то кто-то не написал, мы вправе, как пострадавшая сторона, как собственники или наниматели жилого помещения, внести туда пометки, которые считаем необходимыми. Акт оформляется в двух экземплярах – один управляющей компании, другой мы вправе попросить себе либо заснять его на телефон. Для чего это надо – мы фиксируем происшествие, и фиксируем не просто в произвольной форме. То есть приходит ответственное лицо, управляющая компания, которая по закону несёт ответственность.
Вести-Псков