В Москве открылась выставка "Театр Бориса Мессерера"
"Театр Бориса Мессерера": в день 90-летия сценографа в Российском национальном музее музыки открыли выставку. На ней – 120 работ, созданных художником за 60 лет творческой жизни. Слово – Марии Трофимовой.
Этот день рождения Бориса Мессерера, скорее, праздник публичный (всеобщий). Юбиляр открывает выставку и принимает поздравления друзей и коллег. "Он – эпоха серебряного века, то есть того серебряного века шестидесятых годов наших, когда было много очень талантливых людей, блестящих, может быть, выпендривающихся иногда, но превосходных художников", – поделился народный художник РСФСР Борис Бланк.
В его театре, конечно, больше работ, связанных с балетом. Здесь, в отличие от драматических спектаклей, говорит мастер, больше виден сам художник. И огромная сцена, ее пространство, и масштаб задника – соблазн для него. Более 120 работ: декорации к спектаклям, макеты, эскизы и сами костюмы. Здесь и первая оформленная в Большом балетная постановка "Подпоручик Киже", и балет "Спартак" с лаконичной сценографией, и "Конек-Горбунок", где Мессерер соединил яркость лоскутного одеяла с тонкой прорисовкой лаковой миниатюры, и всемирно известная "Кармен-сюита" с Майей Плисецкой. Тогда, вспоминает, музыка Бизе в трактовке Щедрина требовала эффектного сценического решения. Арена для корриды – своеобразная арена жизни, где важным элементом оформления стала изображающая голову быка черная маска.
"Сначала Майя бросилась к Тышлеру. Александр Григорьевич, поговорив с Альберто, сказал: "Это не мое, я не могу принимать участие в таком модерне". А мы, я имею в виду Щедрин и я, были молодые тогда, нам нечего было терять, и мы взялись за такую работу", – рассказал народный художник России Борис Мессерер.
Работа в офорте – важнейшая часть творчества Мессерера. В этой технике он нашел множество приемов и создает эскизы театральных костюмов, станковую графику. Сюжеты его больших и сложных композиций – натюрморты с керосиновыми лампами, утюгами, бутылями и даже старыми фанерными ящиками. Для создания масштабных оттисков в своей мастерской художник сконструировал уникальный по размеру офортный станок.
"Я придумал такую крупномасштабную технику, потому что я хотел, чтобы этот вид графики конкурировал с живописью. Я пытался соединить две профессии: и профессию печатника и офортиста, и профессию театрального художника, что немыслимо, это абсолютное противоречие. Но я стал делать эскизы костюмов в офорте", – пояснил Борис Мессерер.
Он всегда оставался и остается самим собой: и когда создавал графику для книг, эскизы гигантских занавесов, и когда оформлял спектакли Ефремова, Плучека, Покровского. Сейчас Борис Мессерер работает над балетом "Светлый ручей" для Михайловского театра. В чем секрет его успеха? Художник отвечает: "В профессионализме и в принципе: всегда стараться добиться своего решения".