Театр музыкальной комедии перенес "Летучую мышь" в Россию XIX века
Оперетту Штрауса "Летучая мышь" поставили в петербургском Театре музыкальной комедии. Действие спектакля перенесли в Россию XIX века. Екатерина Грициенко расскажет подробнее.
Такая она – "Летучая мышь" a la russe. В царском кокошнике и с золотошвейным узором на тонких крыльях. Вместо пригорода Вены – томная атмосфера петербургских дач. "Когда я себя увидела со стороны, я себя вообще почувствовала Татьяной Лариной", – призналась солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Наталья Савченко.
Бал-маскарад проходит во дворце скучающего князя Орловского. Так почему бы и всю оперетту не перенести в Россию? На смелый режиссерский ход авторов новой постановки вдохновило меткое слово Николая Эрдмана. Вместе с другом Михаилом Вольпиным он написал самое известное в России либретто "Летучей мыши". Благодаря драматургу венская оперетта, по сути лишенная остроты и злободневности, зазвучала как сатира. "Иногда провинциальные театры ставили "Летучую мышь", прошу прощения, без музыки. Они брали диалоги Эрдмана и играли этот сюжет без музыкальных номеров. Потому что это полноценная пьеса", – рассказал режиссер-постановщик Игорь Коняев.
Впрочем, Иоганна Штрауса и Россию связали и другие, по-настоящему прочные узы. В 1856 году Штрауса пригласили дирижировать летними концертами на Павловском вокзале. Так великий композитор превратил маленький городок в центр музыкальной жизни. Эти гастроли длились десять лет, и однажды Иоганн Штраус влюбился в русскую аристократку Ольгу Смирнитскую. Чувства были взаимными, но родители девушки не разрешили ей брак с иностранцем.
Любовь к России у Штрауса была не менее крепкой. Репертуар его павловских концертов состоял не только из собственных произведений. Звучала музыка Глинки, народные песни. А еще Штраус делал попурри на русские мелодии. Именно они в новой постановке открывают знаменитый маскарад. Когда "Летучая мышь" впервые долетела до Петербурга, ее встретили прохладно. Премьеры в Вене и в России не имели большого успеха у публики, а критики называли оперетту "набором вальсовых и полечных мотивов", еще не зная, что именно праздничный танцевальный дух сделает "Летучую мышь" великим произведением. Но время всё расставило по местам.