"Святые грешники": выставка в Петербурге знакомит с понятием греха в мировых религиях
"Святые грешники": выставка в Государственном музее истории религии посвящена понятию греха в трех мировых религиях – иудаизме, христианстве, исламе. О том, как в искусстве отражались духовные поиски человека, Виктория Галчинская.
Последний миг безмятежного счастья. Адам и Ева тянутся к запретному плоду древа познания. И вот они, гонимые ангелом, бегут из Эдема в пустынный и неведомый мир. Этот экспонат – точная копия фрески Микеланджело "Грехопадение и изгнание из рая", которая украшает свод Сикстинской капеллы. А это уже другой сюжет: внутреннее противостояние дьявольскому соблазну на полотне итальянского художника Пьетро Кьеза. Впрочем, борьба с искушением часто была зримой. Плети для самобичевания и железные оковы – вериги – использовали древние аскеты, чтобы через страдания приблизиться к Богу.
"Каждый человек в своей индивидуальной истории может столкнуться с преградами, с препятствиями, которые ему надо будет преодолевать так или иначе, и тема греха, безусловно, легла на эту почву", – говорит куратор выставки Анастасия Шепс.
Где есть место греху, там есть место раскаянию. Его иллюстрирует суфийский шамаиль. В центре настенного панно – черное от совершенных беззаконий лицо, омываемое реками слез. Завершают экспозицию работы о загробной жизни. Она неведома человеку и оттого изображена настолько детально. Так в XVI веке видели "Ад и чистилище", а это – каноническое для православия изображение Страшного суда. На контрасте – Судный день, каким его видят мусульмане. Каждый должен пройти по мосту Сират над преисподней.
"Каждый грех, совершенный верующим при жизни, грозит скинуть мусульманина в огонь. Но те, кто покаялся при жизни, благополучно достигают ворот рая, где их встречает пророк Мухаммед", – поясняет Анастасия Шепс.
Есть на выставке и пример духовного преображения человека – преподобная Мария Египетская. Неизвестный художник запечатлел путь закоренелой грешницы. Десятки лет уединенной жизни в молитве и покаянии сделали ее святой.