Премьерой проекта "Рахманинов. Я – здесь" отметили 150-летие со дня рождения композитора
Мировой премьерой музыкально-театрального проекта "Рахманинов. Я – здесь" отметили 150-летие со дня рождения композитора в Москве. В Большом зале "Зарядье" прозвучала его музыка, а также тексты писем, написанных Рахманиновым и сгенерированных нейросетью. Как удалось объединить классическое наследие и современные технологии – узнала Елена Ворошилова.
Автор проекта "Рахманинов – я здесь" Иван Рудин – дирижер, пианист, продюсер. 150-летие со дня рождения композитора отмечает концертом, в котором не только музыка. Современные технологии сделали визуально видимым самого Рахманинова.
"Соединив выдуманные нейросетью исторические и реальные письма, которые писал Рахманинов, получился наш проект, в центре которого музыка Рахманинова", – поделился дирижёр, художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра Иван Рудин
На экране – проекция, сделанная нейросетью. Кажется, что Рахманинов здесь, в этом зале. Реальность, смещенная из прошлого в настоящее.
Перед началом концерта зрители становятся участниками перфоманса "руки Рахманинова" в фойе Зарядья. О руках композитора ходят легенды. Он мог охватить сразу 12 белых клавиш. Как-то раз в Америке его преследовали папарацци. Рахманинов закрыл лицо руками. На следующий день в газете появился снимок с надписью "руки, которые стоят миллион".
Алексей Шашилов, руководитель Театра Т – в магическом танце. Под Второй концерт Рахманинова его пальцы летают. Замирают над воображаемыми клавишами, несуществующего фортепиано.
"Мы пытались соединить пластику и Второй концерт. И родился спектакль. К нему добавили пленки, биографию, игру со зрителем. И вот перформанс – "руки Рахманинова", – отметил Алексей Шашилов.
В программе музыка Рахманинова от Скерцо для оркестра ре минор – его первого произведения и каватина из оперы "Алеко", дипломной работы в Московской консерватории до знаменитых Второго концерта и симфонической поэмы "Остров мертвых".
Варвара Кутузова говорит, музыку Рахманинова узнала раньше чем начала говорить. Засыпала под нее как под колыбельную. Прелюдию до диез минор играла на вилле Сенар в Швейцарии на рояле композитора.
Варвара Кутузова, пианистка: "Невероятные были ощущения. Молчала целый день, ходила по его дому. Рассматривала диски, книги, и потом играла камерный концерт на его инструменте".
Не только вокал и музыка, но и письма, вымышленные и реальные, спроектированные искусственным интеллектом. Их читают актеры Ирина Апексимова и Юрий Чурсин.
Полное погружение – музыкальное и эмоциональное в жизнь композитора. И кажется, что не проекция на экране, а реальный Рахманинов говорит – я здесь…