В руки архангельских реставраторов попал уникальный памятник

07 апреля 2023 09:30 ГТРК "Поморье"
В руки архангельских реставраторов Всероссийского центра Грабаря попал уникальный памятник – деревянная скульптура 19 века "Распятие Христа". Из-за особенностей экспоната, которые были обнаружены во время работы, реставрация заняла не один год. Сейчас специалисты приступили к завершающему этапу. Не обошлось и без научных споров.

Одна из лучших коллекций деревянной скульптуры прошлых столетий находится в Музейном объединении "Художественная культура Русского Севера". 2 года назад его фонды пополнились еще одним старинным памятником – "Распятие Христа". Его привезла из экспедиции в Лешуконский район искусствовед Татьяна Кольцова. Долгие годы скульптура хранилась у старосты храма деревни Большая Нисогора Федора Шарухина. А начиналась история этого "Распятия" в мезенской деревне Шегмас, в одной из маленьких часовен, позже служившей амбаром. Раньше объемные изображения "распятого Христа" часто встречались на мезенских поклонных крестах. Но до наших дней сохранились лишь единичные образцы. Скульптура считается уникальной, датируется 19 столетием. Место создания – Мезенский уезд. Автор, к сожалению, неизвестен.

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":

"Этот памятник не был в аварийном состоянии, просто он очень долго находился в холоде. И мы вывозили его с колокольни в 30-градусный мороз. Пришлось долго его акклиматизировать".

Большая проблема, по словам реставратора Алексея Чекина, была в том, что все части деревянной скульптуры сколочены множеством мелких гвоздей. Они ржавели и разрушали мягкую древесину. В качестве материала местный автор использовал осину. Сложность первого этапа реставрации заключалась в том, чтобы аккуратно убрать гвозди.

Алексей Чекин, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:

"Гвозди, так как они очень криво были забиты, прямо там все загнулись. Доставать было очень неудобно, тем более, они были забиты под разными углами. Пришлось все очень деликатно доставать".

Скульптуру разобрали, почистили от грязи и плесени, укрепили древесину, убрали сколы, сделали дорезки, по аналогии восстановили некоторые конструктивные элементы образа. Следующий этап – укрепление красочного слоя. Как выяснилось, за 2 столетия было сделано несколько поновлений. На авторский нанесли еще 2 красочных слоя, которые и стали "консервантом".

Татьяна Турыгина, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

"Законсервировали" и то, что внутри. Естественно, уже никуда не денется, то есть его можно раскрыть, удалить верхний слой и тогда уже предстанет совсем другой предмет, в плане более авторского исполнения".

Именно сохранность авторского слоя и вызвала сомнения у специалистов. Поэтому единогласно решили оставить промежуточный слой. Он цвета слоновой кости, а белый, более поздний, убрать. Разногласия возникли в другом. Предметом научного спора стал нос скульптуры. Одни считают, что часть откололась и нужно восстановить. Другие – оставить, как есть.

"А нос авторский? – Нет. Так как нет аналога и мы не имеем право вступать в соавторство, мы не имеем права тут придумывать "свой" нос".

Татьяна Кольцова заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":

"Как только появляется гипотеза, так завершается реставрация. Не надо придумывать. Что оставила нам история, то мы и обязаны хранить".

В планах – завершить реставрацию уникального памятника летом. После чего "Распятие Христа" займет место в музейной экспозиции.