Дни Александринского театра в Москве завершились спектаклем "Тварь"
Финальный спектакль Дней Александринского театра в Москве – постановка Никиты Кобелева "Тварь" по пьесе Валерия Семеновского. В её основе – роман Федора Сологуба "Мелкий бес". Валерия Кудрявцева – подробнее.
В начале XX века роман Сологуба "Мелкий бес" разошёлся небывалым в те времена тиражом. История учителя литературы из провинциального городка Ардальона Передонова, который жаждет власти, и в погоне за карьерным ростом плюет на общественные нормы и от злобы и зависти постепенно сходит с ума, стала и диагнозом времени, и его символом. Слово "передоновщина" – нарицательным.
Валерий Семеновский писал свою пьесу по роману Сологуба также на рубеже веков – в 1999-м году. Писал специально для Художественного театра, где по стечению обстоятельств теперь показывают версию Александринского театра. Говорит, спектакль МХТ режиссера Николая Шейко был смешнее, версия Никиты Кобелева – страшнее. Что неудивительно, ведь человечество постоянно прирастает трагическим опытом.
"Свойство ужасаться чему бы то ни было, человек утратил. И поэтому сегодня какой-то, значит, новый Передонов – уже совсем не мелкий бес, а с какой-то новой зловещей своей сутью. Может быть, поэтому он особенно актуален", – отметил драматург Валерий Семеновский.
Для Никиты Кобелева "Тварь" – первая работа в Александринском театре. Режиссер старается разобраться, где грань между "тварью" как оскорблением и творением Божьим? Название "Тварь" отсылает к оде Державина "Бог", которая становится лейтмотивом спектакля.
Передонов в исполнении Ивана Ефремова – зло обаятельное, притягательное. Оттого еще более страшное.
"Гордыня, эгоизм, желание, жажда власти. Оправдываю себя тем я, как персонаж, что все такие. Надо получить как можно больше власти, чтобы над тобой никто не стоял. И для этого все способы хороши, то есть, пренебрегая моральными нормами или чем-то еще, я добьюсь большего", – отметил актер Иван Ефремов.
Свою Варвару – сожительницу Передонова – актриса видит как человека куда более разностороннего, чем она описана у Сологуба и у Семеновского. Ловкая, бойкая, наблюдательная, находчивая. Как и все здесь, преследующая свои интересы.
"К каким-то заповедям, но надо ходить. Хотя бы об них тереться. Потому что она, так скажем, что-то животное включила в себе. А человеческое так подальше забросила", – заявила актриса Янина Лакоба.
Минималистичные декорации и костюмы размывают время и место действия, давая возможность сфокусироваться на сути, на склонной к пороку человеческой природе. Вздрогнуть, рассмеяться, задуматься – каждый зритель выберет свое.