Памяти Пьера Лакотта
Ушел из жизни знаменитый артист балета и хореограф Пьер Лакотт. Его карьера последние сорок лет была неразрывно связана с Россией. О хранителе классического наследия Анна Шустер.
"Балет не исчезнет, но его, безусловно, нужно оберегать", – так Пьер Лакотт отвечал на вопрос о судьбе классического танца в XXI веке. Самого его часто называли балетным антикваром. Лакотт – признанный реставратор забытых шедевров. Во время учебы в балетной школе при Парижской опере он брал уроки не только у французов Гюстава Рико, Карлотты Замбелли, среди его учителей и русские звезды балета – Кшесинская, Преображенская, Егорова. В 19 лет Пьер уже был первым танцовщиком главного театра Франции, в 22 – увлекся современным танцем и начал пробовать себя как хореограф.
"На его жизнь выпало общение с выдающимися артистами еще Императорского театра. Это были его педагоги. А в дальнейшем он ставил и в Мариинском театре, и в Новосибирске ставил, в Большом. Он был очень любим в России", – рассказал народный артист России Николай Цискаридзе.
В Россию Лакотт впервые приехал в 73-м. Тогда за плечами хореографа уже была реконструкция балета "Сильфида" 1832 года. В Париже она произвела фурор. Здесь – на родине его педагогов – хореографа тоже ждал триумф. Но сначала он попал в Большой театр как зритель. Пьер Лакотт: "Впервые я побывал здесь много лет назад как зритель и восхищался великолепным танцем Галины Улановой, Майи Плисецкой, Николая Фадеечева – этих великих танцовщиков. Я приезжал также сюда со своим балетом "Сильфида".
А это кадры из балета "Натали, или Швейцарская молочница". В постановке Филиппо Тальони его представляли в Ковент-Гардене и Парижской опере в 1830-е годы. Спустя полтора века Лакотт взялся возродить историю доярки, похищенной молодым графом. Исполнительницей заглавной партии тогда стала Екатерина Максимова.
Современным примам и премьерам Большого театра также посчастливилось стать частью творческой вселенной Лакотта. В 2000 году специально для труппы Большого он поставил "Дочь фараона", известную как первый большой балет Петипа. Вариант Лакотта, опирающийся на оригинальное либретто, идет в Большом театре и сегодня. "Он был человек, влюбленный в балет, если можно так сказать. Мало того, что он был предан балету, он служил все время балету", – вспоминает генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
А это кадры с репетиции "Марко Спада". За кадром голос Лакотта. Мировая премьера балета с Рудольфом Нуреевым прошла в Римской опере в 1981 году. В 2013-м специально для Большого театра хореограф увеличил количество действующих лиц и поставил новые танцы. Он создал собственный язык, будто плел в танце кружева. "Талантливые люди всегда заряжают, оставляют след, двигают тебя вперед. Он был реально талантливым человеком", – поделилась народная артистка России Мария Александрова.
Как семья усыновляет ребенка, так же и я принят Россией, говорил Пьер Лакотт в интервью несколько лет назад. Теперь, когда его больше нет, с Россией останутся его балеты. 14 апреля "Дочь фараона" покажут в Большом театре.