"Русский крест" и другие отечественные фильмы в стихах
Русский крест
Художественный фильм стал экранизацией одноименной поэмы Николая Мельникова. Режиссер картины Эдуард Бояков намеренно соединил два вида искусства – поэзию и кино, чтобы погрузить зрителя в мир образов и смыслов и передать драматические и противоречивые чувства героев.
"Русский крест" – это кинопоэма о сегодняшнем дне и человеке, который потеряв все, начинает трудный путь возрождения и поиска своего места и предназначения.
"Это русский богатырь, лишенный своей силы, лишенный веры, знания своего рода, своих корней, человек оторванный. Тема серьезная, внутреннее созревание человека и его прихода к внутреннему взрослению", – так характеризует своего героя исполнитель главной роли – Михаил Пореченков.
Гусарская баллада
В 2022 году фильму Эльдара Рязанова исполнилось 60 лет. Не все знают, что создавался он к 150-летию победы над Наполеоном, а в 1962 году стал одним из лидеров советского кинопроката.
"Гусарская баллада" снималась по героической комедии в стихах Александра Гладкова "Давным-давно". При написании сценария режиссер попросил драматурга добавить несколько небольших эпизодов, но автор так и не выполнил просьбу. Рязанову пришлось это сделать самому, благо поэтическим талантом режиссер обделен не был.
Эту картину, как и другие фильмы мастера выпустили на экраны не сразу, произошло это только благодаря одобрительным рецензиям критиков.
"Это картина о войне, но там нет ни капли крови, там нет жестокости, там нет садизма. Мы старались, чтобы картина напоминала бокал шампанского, не знаю, насколько у нас это получилось, но мы очень старались", – говорил на праздновании 50-летия картины Эльдар Рязанов.
Главные роли в фильме исполнили Юрий Яковлев и Лариса Голубкина.
Гамлет
Фильм Григория Козинцева стал первой русской экранизацией знаменитой пьесы Шекспира. Картина вышла на экраны в 1964 году, к 400-летию со дня рождения английского поэта и драматурга.
Советский "Гамлет" удостоился наград на кинофестивале в Сан-Франциско, Венеции, Сан-Себастьяне и на родине Шекспира – премии Британского киноинститута в номинации "Фильм года". Кинокритики назвали фильм лучшей экранизацией мирового классика.
Интересно, что режиссер сознательно сделал фильм черно-белым, чтобы придать истории еще больше трагичности и мрачности и погрузить зрителя в особую атмосферу.
Главные роли в картине исполнили: Иннокентий Смоктуновский и Анастасия Вертинская.
Собака на сене
Лирическая музыкальная комедия 1977 года по пьесе испанского драматурга Лопе де Веги считается лучшей работой советского режиссера Яна Фрида. Он же написал сценарий к фильму, существенно сократив текст произведения.
Для Михаила Боярского роль Теодоро в мюзикле тоже стала одной из самых ярких в карьере. Интересно, что черный камзол секретаря, в котором артист снимался почти весь фильм, досталась ему от Иннокентия Смоктуновского, который играл в нем Гамлета в фильме 1964 года.
Съемки проходили в Крыму, на территории Ливадийского дворца, прямо на глазах у туристов, а в массовке задействовали местных жителей.
И конечно, в фильме снимались настоящие звезды нашего кино: Маргарита Терехова, Игорь Дмитриев, Николай Караченцов, Елена Проклова, Армен Джигарханян.
Романс о влюбленных
В 1974 году режиссер Андрей Кончаловский представил свой первый музыкальный фильм, в котором герои разговаривают белыми стихами. В картине звучат песни в исполнении Александра Градского и Зои Харабадзе. Именно они подарили свои голоса актерам Евгению Киндинову и Елене Кореневой, сыгравшим главные роли.
Сергея призывают в армию, где во время происшествия он пропадает без вести. Татьяна думая, что он погиб, вскоре выходит замуж за друга детства. Но позже выясняется, что главный герой – живой. Он возвращается домой и узнает, что его любимая уже с другим. Сергей находит в себе силы продолжать жить и даже заводит семью.
"Сюжет – элементарен: таких любовных историй в кино было тысячи, – признавался режиссер в своей книге "Возвышающий обман"."Язык и вовсе не кинематографический – напыщенный, в лучшем случае – высокопарный. Снимать непонятно как. На худсовете, где обсуждался будущий фильм, все восторгались сценарием – Таланкин, Бондарчук, искренне радовались, что нашелся, наконец, на него режиссер, но тут же пожимали плечами: как это переносить на экран, не знал никто. И я в том числе".
Труффальдино из Бергамо
Советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1977 году в жанре музыкальной комедии режиссером Владимиром Воробьевым, стал экранизацией пьесы итальянского драматурга Карло Гольдони "Слуга двух господ".
Роль слуги Труффальдино блестяще исполнил Константин Райкин, и это стало его первой большой работой в кино. На нее пробовались и другие актеры – в частности, Олег Даль, Борис Смолкин и Александр Демьяненко.
Вокальные партии главного героя исполнил Михаил Боярский, а подавляющее большинство актеров, которые снимались в фильме, были артистами Ленинградского театра музыкальной комедии.
Венецию, где разворачивается действие пьесы, снимали в павильонах киностудии "Ленфильм" и в Пушкино.
Сказ про Федота-стрельца
В 1987 году в журнале "Юность" вышла пьеса "Про Федота-стрельца, удалого молодца", в котором ярко проявился литературный талант известного актера Леонида Филатова. Остроумное сатирическое произведение в стихах, которое разошлось крылатыми фразами, он написал по мотивам русской народной сказки "Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что".
По пьесе поставлено множество спектаклей в России и СНГ, а также сняты мультфильм и художественный фильм "Сказ про Федота-стрельца". Главного персонажа Федота в картине играет Константин Воробьев, царя – Андрей Мягков. В фильме также снимались Владимир Гостюхин, Елена Габец, Наталья Щербакова, Ольга Волкова, Юрий Гальцев, Виктор Сухоруков и другие артисты.
В 1988 году вышел телеспектакль "Про Федота-стрельца, удалого молодца", в котором пьесу читает сам автор.
Тартюф
Еще один музыкальный фильм Яна Фрида в поэтическом жанре стал последним в его карьере. Экранизация самой знаменитой пьесы французского драматурга Жана-Батиста Мольера вышла на экраны в 1992 году. На этот раз режиссер не стал сокращать сюжет о похождениях хитреца и обманщика Тартюфа, а лишь внес несколько стилизованных вставок.
На главные роли Ян Фрид пригласил уже хорошо знакомых ему артистов: Михаила Боярского, Владислава Стржельчика, Ларису Удовиченко, Ирину Муравьеву, Игоря Дмитриева, Игоря Скляра, а также супругов – Анну и Александра Самохиных.