Традиции Чистого четверга
Вечером Великого четверга в церквях читают Страстные Евангелия. Об отчаянной молитве в Гефсиманском саду, страданиях и смерти Христа, смирении и прощении, о том, что есть путь Петра, а есть путь Иуды. Ученики православной школы слушают священника тихо-тихо – слова знакомы, сюжеты вечны, но всякий раз в них открывается что-то новое для души.
Колокол Новодевичьего монастыря звучит непривычно – без переливов, по-постному. Сегодня день, когда православные, придя на литургию, становятся участниками Тайной вечери – последней трапезы Иисуса с учениками перед крестными муками, когда хлеб и вино стали его телом и кровью. Для верующих сегодня обязательно именно таинство причастия, а не наведение порядка дома и хождение в баню – "Чистым" Великий четверг называют, имея в виду чистоту души и помыслов, а не тела и пола.
Перед тем как смешать все ингредиенты, монахиня крестит тесто. Куличи здесь пекут, используя обычные яйца, муку, изюм, но есть один секрет: все делают с молитвой на устах – и в глазурь окунают, и украшают, и упаковывают. Может, в этом причина того, что к Пасхе даже недельные куличи остаются свежими.
Куличи в монастырях начинают печь в начале Страстной седмицы. Освящают их традиционно в Великую субботу. Часть этих куличей монастырские батюшки отвезут в Военно-медицинскую академию имени Кирова, где проходят лечение наши раненые в зоне проведения специальной военной операции.
По благословению Патриарха ежедневно в каждом храме Русской Православной Церкви молятся о восстановлении мира – с учетом количества часовых поясов в России молитва никогда не затихает. И с особой тревогой в эти дни и духовенство, и прихожане следят за ситуацией в Киево-Печерской лавре.
"Когда мы узнали о домашнем аресте митрополита Павла, об этом судилище, на следующий день мы совершили молебное пение о прекращении этого гонения как на представителя всей лавры, так и в его лице о прекращении гонения на всю братию", – сказал иерей Алексей Красавин, духовник Свято-Владимирской школы, клирик Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Отец Виктор совсем недавно в Петербурге – он приехал из Мариуполя, где работал в церковном штабе помощи. Вот что он говорит о происходящем в Киеве: "Опять человеку верующему приходится быть гонимым. Нет возможности открыто исповедовать свою веру и ходить в свои храмы. Духовную жизнь сложно перекраивать под политические реалии. Церковь существует более 2000 лет, а политические реалии меняются".
Есть обычай приносить со службы в Великий четверг домой зажженную свечку. Это символ света, рассеивающего тьму. Верующие знают, что самые тяжелые и, казалось бы, мрачные времена иной раз завершаются чудесами.