Академику Юрию Оганесяну – 90 лет
Сегодня исполнилось 90 лет Юрию Оганесяну. Знаменитый физик-ядерщик участвовал в работах по синтезу некоторых элементов периодической системы Менделеева. Под его руководством были выявлены и новые – в том числе и Оганесон, который назван в честь академика. Антон Николаев встретился с ученым.
90-летний юбилей знаменитый физик-ядерщик Юрий Оганесян, чьим именем назван синтезированный в подмосковной Дубне 118-й элемент Периодической таблицы Менделеева, встречает на рабочем месте – в лаборатории ядерных реакций имени Флерова.
"У меня нет свободного времени, совершенно.. Совершенно нет свободного времени. Я непрерывно чувствую, что мне этого времени не хватает", – говорит научный руководитель Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследователей Юрий Оганесян.
Но это, что касается личного времени. А вот ради научного результата он готов ждать сколько угодно. К примеру, для получения 6 новых сверхтяжелых элементов таблицы Менделеева коллективу российских ученых под руководством Юрия Оганесяна понадобилось 100 тысяч часов.
"100 тысяч часов непрерывно, чтобы там было смешение, чтоб там делалось, что-то горело, что-то ломалось, что-то в конце концов работало. Ну, в конце концов это привело к тому, что хотелось", – рассказал научный руководитель Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследователей Юрий Оганесян.
Сам Юрий Оганесян первоначально не хотел становиться физиком. Думал стать архитектором. ПОдал документы в московский архитектурный институт, где успешно прошел конкурс. Но в итоге решил посвятить жизнь науке. В лаборатории ядерных реакций прошел путь от младшего научного сотрудника до директора, а теперь и научного руководителя. Признанный во всем мире ученый, обладатель всевозможных званий и премий, автор более 400 научных работ в области экспериментальной физики атомного ядра, сегодня может позволить себе такое сравнение.
"Веласкес, художник был, были и до него художники и после него там хватает. Но второго Веласкеса, вот именно второго Веласкеса – нет! Поэтому то, что его полотна – это есть абсолютная ценность. В науке мы оперируем в научных открытиях относительной ценностью, ну а в духовном мире – все,что есть – это абсолютная ценность человечества", – поделился научный руководитель Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследователей Юрий Оганесян.
Сегодня все надежды Юрий Оганесян возлагает на свое детище – фабрику сверхтяжелых элементов. Ее начали строить несколько лет назад и сегодня она не имеет аналогов в мире. Фабрика в 15 раз превосходит все крупнейшие лаборатории такого класса в мире.
"Я могу быть не прав. Я могу быть не прав, но я на самом деле хотел бы понять, что такое ядерное вещество до конца. Вот это действительно понять до конца, потому что за этим тянется очень большой шлейф", – говорит научный руководитель Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследователей Юрий Оганесян.