Как Байден зажигал в Ирландии

16 апреля 2023 18:42
Президент Байден отправился в путешествие по Ирландии. Премьер-министр Сунак уговорил его хотя бы ненадолго остановиться на севере острова, в принадлежащем британской короне Белфасте, и счел за лучшее встретить его лично в аэропорту. Ничего хорошего из этой затеи не вышло.

В Северной Ирландии на этой неделе принимали Джо Байдена. Встречать американского президента на военный аэродром в Белфасте приехал лично премьер Великобритании. Но Байден презрительно отмахнулся от Риши Сунака, приняв его то ли за лакея, то ли за носильщика. Вместо премьера в итоге приветствовал какого-то генерала. Впрочем, на этом президент США не остановился и чудить продолжил.

Осталось три недели до того момента, как британский монарх Карл Третий станет коронованным королем. В Лондоне полным ходом идет подготовка к коронации. На мероприятие сделана большая ставка, но один важный гость на это торжество точно не придет. Историческое для Британии событие пропустит президент США Джо Байден – времени для посещения Лондона 6 мая в его графике не нашлось.

Отношения между бывшей метрополией и бывшей колонией никогда не были простыми. На этой неделе они подверглись еще одному испытанию – президент Байден отправился в путешествие по Ирландии. Премьер-министр Сунак уговорил его хотя бы ненадолго остановиться на севере острова, в принадлежащем британской короне Белфасте, и счел за лучшее встретить его лично в аэропорту. Ничего хорошего из этой затеи не вышло. Едва ступив на землю, Байден забыл про щуплого британского премьера. Отодвинув Сунака, президент США заговорил с лордом-лейтенантом Дэвидом Маккоркеллом, представителем короля в Белфасте, и уже ему стал представлять своих спутников. Среди них – родная сестра президента и младший сын Хантер, изрядно потрепавший отцовские нервы своей зависимостью от алкоголя и наркотиков. За сценой в аэропорту ревниво следили лондонские эксперты по языку жестов: "Премьер-министр заискивал, как щенок, пытаясь подтвердить "особые отношения" между двумя странами, но, похоже, он мало что получил взамен. В политике это воспринимается как демонстрация власти: тот, кто похлопывает, ведет себя покровительственно, доминируя над тем, кому адресован этот жест".

В какой-то момент Байден и вовсе забыл о Сунаке, заключив в объятия посла США в Великобритании Джейн Хартли. Не лучшим образом выглядела следующая встреча лидеров – за столиком в гостиничном кафе. "Во время фотосессии за чайным столом дела у Сунака пошли еще хуже. Невербальные сигналы Байдена говорили о разобщенности собеседников. Так бывает на первом свидании, когда реальность не соответствует ожиданиям. Поведение Сунака менялось от заискивающих улыбок и льстивого внимания до кривой ухмылки. Он покусывал нижнюю губу и беспокойно теребил свой пиджак. Забытый Байденом, он занялся чаем, но чашка, из которой он прихлебывал, судя по всему, была пустой", – отмечают эксперты.

Анализируя последующие заявления Байдена, британская пресса пришла к выводу, что лучше бы он действительно говорил меньше и только то, что ему подготовили спичрайтеры. Выступая в новом здании Университета Ольстера, Байден внезапно повернулся к аудитории спиной, чтобы пообщаться с усевшимися на галерке студентами. Еще более экстравагантно завершилась его выступление в Дублине перед депутатами парламента Ирландии. В окружении Байдена потом объяснили, что президент оговорился, но было поздно – его уже вовсю уничтожали в социальных сетях: "Наш президент – дебил, и место ему не в Белом доме, а доме для престарелых. Есть надежда, что власть вернется ко взрослым людям и тогда мы сможем двигаться вперед".

На Лондон произвели впечатление оговорки Байдена, касающиеся двусторонних отношений. Во время одного из выступлений его опять повело не туда: "Видите этот галстук на мне? Это подарок одного из ребят, стоящих здесь. Он был чертовски хорошим игроком в регби и в свое время разгромил этих черно-пегих". Байден имел в виду сборную Новой Зеландии, которую называют "полностью черные". А "черно-пегие" – это прозвище британских добровольческих формирований, отличавшихся особой жестокостью в отношении ирландцев, когда те сражались за свою независимость в начале прошлого века.

Нарочитая гордость Байдена своим ирландским происхождением вызвала у сторонников британской короны нескрываемым гнев. Причитания Байдена и его неловкое топтание на имперских мозолях Британии лондонская The Times оценила как нечто неуместное – уже давно наступил другой исторический момент. Обиженной Ирландии сейчас не существует, считает колумнист издания Марк Пигготт.

Но и в постколониальной Англии происходят вещи, которые заставляют задуматься, а все ли изменилось здесь с тех пор, как окончательно распалась империя? Чем-то знакомым повеяло от обещанных британским правительством суровых мер, с помощью которых здесь собрались расправиться с нелегальными мигрантами. Кабинет Сунака предложил узаконить арест и депортацию нарушителей границы – без долгих разбирательств и расследований. Задержанных собрались размещать в заброшенных военных бараках, бывших тюрьмах и на плавучих баржах.
Главная цель – создать такие условия, чтобы мигранты не могли даже и думать о том, чтобы нелегально попасть на территорию королевства. Около 170 правозащитных организаций отправили правительству возмущенное письмо.

В прошлом году невероятным скандалом завершилась попытка Министерства внутренних дел фильтровать выловленных в Ла-Манше мигрантов на бывшем военном аэродроме в графстве Кент. Задержанных, среди которых были женщины и дети, месяцами держали в переполненных бараках, там начала распространяться дифтерия.

Еще одна идея – отправлять нелегалов в Африку. Не так давно министр внутренних дел Великобритании Суэлла Браверман побывала в Руанде. Там по заказу и на деньги британского правительства строят общежития для мигрантов, которых собираются высылать из Англии. Браверман не смутило то, что пять лет назад полиция Руанды расстреляла демонстрацию беженцев, когда те потребовали обеспечить их продовольствием и всем необходимым. Полицейские убили 12 человек.

Колумнист Financial Times Тим Харфорд сравнил подход британского кабинета с тем, как в Средневековье судили людей. Чтобы доказать свои невиновность, подозреваемые должны были носить раскаленное железо. По мнению журналиста, правительство на самом деле не собирается решать проблему мигрантов, у него несколько иная цель: "Мечты Суэллы Браверман об отправке желающих получить убежище в Руанду в XXI веке звучат каким-то эхом Средневековья. Но даже у средневекового правосудия была задача решить проблему, в то время как правительственная риторика призвана всего лишь отвлечь внимание от забастовок, очередей в больницах и застоя в экономике".

Правящие консерваторы и не отрицают того, что громкие обещания разобраться с нелегальной миграцией – всего лишь элемент предстоящей избирательной кампании. Премьер-министр Сунак признал, что добиться скорых результатов его кабинет вряд ли успеет до следующих выборов, в том числе и потому, что его инициативы противоречат нормам подписанных Великобританией международных соглашений.

"Я всегда говорил, что это слишком сложная задача и у нее нет простого решения. Так что за один день в любом случае ничего сделать нельзя", – заявил Сунак.

Не исключено, что тех, кто сегодня защищает права мигрантов, потом еще будут сильно благодарить. Мир меняется, и неизвестно, чем сегодняшние действия аукнутся завтра. Британской монархии приходится опять отбиваться от обвинений в участии в работорговле. Выяснилось, что в XVIII веке король Вильгельм Третий получил свою долю в размере тысячи фунтов в Королевской Африканской компании. Платежный документ был подписан работорговцем Эдвардом Колстоном. Тем самым, чью статую скинули в море в 2020 году во время протестов в Бристоле.

К торговле рабами были причастны и другие британские монархи: Елизавета Первая, короли Яков Второй, Георг Первый и Георг Второй. Карл Третий обещал всяческое содействие в восстановлении исторической справедливости и даже готов открыть королевские архивы. И все равно в канун коронации все это звучит не слишком красиво. Чтобы избежать дополнительных скандалов, пришлось модифицировать корону для королевы Камиллы. Ее не будет украшать алмаз "Кохинур", вывезенный англичанами из Индии. Там его считают похищенным. Да и саму коронацию обещают сделать скромнее, чтобы не раздражать излишней роскошью в непростой для страны период. Число вип-гостей решено сократить с 8 до 2 тысяч человек. Так что отсутствие на коронации президента США Байдена в каком-то смысле даже упрощает решение логистических проблем, свалившихся на организаторов этого представления.