Закон так и не стал защитой людей от агрессивных собак
— В поликлинику не пройдешь, — жалуются на стаи бродячих собак. – Не пройдешь. Мы на автобусе ездили. Дети со школы идут и забегают в хлебный магазин от собак.
Сообщения о том, что жителей Оренбурга терроризируют бродячие собаки, мэрия получала неоднократно. Люди писали, звонили, просили сделать хоть что-нибудь. Ответы не обнадеживали.
— Что он мне сказал: "Там много собак?", я говорю: "Штук 15". На следующий день опять позвонил я: "Что с собаками?", "А там много собак?", я говорю: "Ну, бегают здесь". Вот и все, — жалуется на реакцию властей города местный житель.
Чтобы безопасно передвигаться по району, местные жители даже пиротехникой запасаются.
— Здесь часто собаки лают, их часто местные прогоняют, петардами закидывают. Что только ни делают, чтобы прогнать. Камни иногда кидают в них, — поясняют жители.
Периодически собак отлавливают, но через несколько дней возвращают обратно, только уже с биркой на ухе, что означает, что животное стерилизовано. Это все, что по закону могут сделать организации, занимающиеся отловом бездомных животных.
Такие гуманные меры ситуацию не спасли. В минувшие выходные Оренбург потрясла ужасная новость. Стая собак накинулась и растерзала ребенка. Девятилетний мальчик погиб на месте.
— Мы увидели, что машины едут, милиция, скорые, подумали, что-то такое случилось, — рассказывает Валентина Науменко.
— Ходили узнать?
— Нет, не ходили. Я боюсь, я не хожу.
Региональные власти уже обратились в правительство России с инициативой о расширении полномочий муниципалитетов в отношении бездомных собак.
— К сожалению, меры, которые сегодня предусматривает законодательство, недостаточны. Чипирование животных не является гарантией безопасности людей. Случаи, когда возвращенные в среду собаки наносили вред, зафиксированы. Мы направляли предложения по изменению закона в правительство России и хотим, чтобы он был доработан, — заявил губернатор Оренбургской области Денис Паслер.
Случаи, когда бездомные собаки нападают людей, происходят по всей России. Муниципалитеты строят приюты, тратят миллионы на отлов, содержание и стерилизацию таких животных, но результатов нет. Собак все равно приходится отпускать. В прошлом году в Забайкалье стая загрызла семилетнюю девочку. В 2021 году в Башкортостане так же погиб четырехлетний мальчик.
О том, что нынешний закон несовершенен, говорят уже на федеральном уровне.
— У нас по закону бездомных собак муниципальные власти обязаны отлавливать, размещать в приют, там чипировать, кастрировать и со временем отпускать назад в природу с очень условным понятием, "если собака не агрессивна". А кто это определяет? Сегодня она агрессивна, завтра не агрессивна, или наоборот, — задает вопрос специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
Бывают случаи, когда собаку из приюта забирают неравнодушные люди. Однако таких желающих не много, уверен Сергей Иванов.
— А если не берут, а конечно, всех не возьмут, надо быть реалистом. Извините, скажу страшную вещь, но такие собаки должны гуманно умерщвляться, если мы хотим, чтобы не было бездомных собак, которые бы бродили по улицам и регулярно убивали людей, — отвечает на свой вопрос Сергей Иванов.
Тем временем в Оренбурге специалисты по отлову снова забрали несколько собак с места трагедии, но лишь тех, у которых не было бирки. В самом же приюте уже провели обыск следователи. Возбуждено уголовное дело по факту халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека. Расследование — на личном контроле главы Следственного комитета Александра Бастрыкина.