"Смерть шпионам!": в Благовещенском округе хранят память о местном контрразведчике
Ровно 80 лет назад в Советском Союзе появилась силовая структура, деятельность которой серьезно повлияла на ход Великой Отечественной. Военная контрразведка с говорящим названием «Смерш» обезвредила более 30 тысяч агентов врага, около 6 тысяч террористов и вывела на чистую воду порядка 3 с половиной тысяч диверсантов. О судьбе одного из амурских сотрудников легендарной службы — наш материал.
Своего деда Кузьму Карповича Савенкова Наталья Бухановская запомнила именно таким — строгим, рассудительным и немногословным. Он умер в 1994-м, когда ей было 10. О войне, как и многие ветераны, рассказывать не любил. Возможно, из-за издержек профессиональной деятельности: в Великую Отечественную сержант Красной Армии служил в контрразведке, в грозном «Смерше», а там болтунов, естественно, не жаловали.
«Мама рассказывала, что он воевал. Но подробностей никаких не было. Когда узнала, что он в такой группе участвовал, я обязательно сыну расскажу и покажу. И найду информацию сама ещё в Интернете. Пусть знает, что дед у нас ого-го! Пусть даже в школе хвастается», — говорит Наталья Бухановская.
То немногое, что известно о Кузьме Савенкове, родственники передали в музей, в котором бережно хранит память о каждом местном герое войны Тамара Трунова.
«Он был направлен в город Кемерово для обучения в разведшколе, а после окончания учёбы служил разведчиком при генеральном штабе. Приводил языков, узнавал местонахождение немцев и их планы. Имел звание сержант. Лежал в госпитале, получил контузию тяжёлую. И снова на фронт», — рассказывает председатель организации ветеранов с. Марково Тамара Трунова.
В сражениях Великой Отечественной Кузьма Савенков проявил смелость, мужество и отвагу. Был удостоен медали «За боевые заслуги».
Сколько амурчан в годы войны служили в контрразведке, до сих пор неизвестно — по понятным причинам. «Смерш» просуществовал до 1946-го, выполняя важнейшие задачи и на Дальнем Востоке.
«Смерш» у нас активно работал в связи с угрозой японской агрессии. Это было вполне реально в годы Великой Отечественной войны. Есть цифры по количеству выявленных агентов, шпионов. Речь идёт о сотнях людей, потому что японская сеть здесь создавалась ещё со времён Русско-японской войны», — рассказывает профессор кафедры всеобщей истории, философии и культурологии БГПУ Алексей Донченко.
Спецы «Смерша» ежедневно рисковали жизнью и за линией фронта, и в советском тылу. Одно из самых главных достижений этого подразделения — почти миллиону тремстам тысячам бойцов Красной Армии, вернувшимся из немецкого плена, после фильтрационных проверок возвращено честное имя. В том, что настал победный май 45-го, заслуга контрразведки огромна.