"Золото сарматских вождей" представляют в Музее изобразительных искусств имени Пушкина

24 апреля 2023 17:03
Эта выставка – результат труда российских археологов, реставраторов и искусствоведов за несколько десятилетий.

"Золото сарматских вождей". Музей изобразительных искусств имени Пушкина открывает выставку сокровищ древних племён Южного Приуралья. Предметы, найденные археологическими экспедициями в Филипповских курганах, впервые показывают вместе. Репортаж – Юлии Струковой.

Белый зал Пушкинского музея – будто стойбище золотых оленей. На самом деле основа деревянная, на ней – орнамент, обложенный золотым листом. Целый склад таких погребальных атрибутов в конце 1980-х обнаружила экспедиция Башкирского филиала Академии наук СССР.

"Была могила 20 метров, она была разграблена полностью. Но рядом с могилой были найдены два тайника, в которых находились в основном золотые олени, деревянная посуда с золотыми обкладками", – отметил ведущий научный сотрудник Уфимского федерального исследовательского центра РАН Никита Савельев.

Филипповский некрополь – колоссальный. Площадью 9 на 5 километров. 30 гигантских курганов – "царские" до 18 метров высотой. Долго ученые не рисковали их исследовать, понимали, что такие захоронения не раз грабили. На первую экспедицию решились в 1986. Кроме оленей обнаружили детали амуниции, мечи и кинжалы, конскую упряжь, бытовые предметы. Множество вещей в, так называемом, зверином стиле.

"Звериный стиль – способ передачи информации у. сарматов, которые не владели письменностью. Чтоб передать принадлежность к роду или возраст, предметы наносили на одежду. Это один из вариантов для чего это делали", – отметила куратор выставки Ольга Мельникова.

В 2000-х Приуральская экспедиция Института археологии РАН продолжила раскопки. И обнаружила нетронутое грабителями захоронение сарматской женщины. Более 1200 предметов, и лежали они именно так, как их положили в могилу. Годами их реставрировали, приводили в экспозиционный вид.

В середине круглая, как солярный символ, витрина. И здесь множество находок, обнаруженных в захоронении сарматской жрицы.

Реставраторам удалось восстановить часть погребальной одежды сарматки. Ювелирная вышивка – кораллы, пирит, лазурит, золото 98-й пробы. Целый набор зеркал, ритуальные сосуды и полный набор для татуирования – палитры, иглы, минеральные красители.

"Во-первых, она отправляла культы, и это ее важная роль была. Помогала при деторождении. Мы находим здесь инструменты для ювелирных работ, делала ли это она, споры ведутся. Но на них найдены следы использования этих инструментов", – заявила ведущий научный сотрудник отдела научной реставрации монументальной скульптуры ГОСНИИР Ольга Аникеева.

Впервые две части одного некрополя соединились в одном месте. И если уфимская коллекция успела поездить по миру, ее выставляли в США и Европе, то оренбуржскую никуда не вывозили.

"Ценность этого клада, Филипповских курганов, она как раз в том и состоит, что вещей много, они разные, они совершенно невероятные и по составу, по качеству, по обработке. Что это нам дает? Во-первых, мы знаем, с кем сарматы общались, с кем они торговали, на кого они влияли", – заметила директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева.

Анализ и реставрация предметов из Филипповских курганов позволяют открывать огромные пласты истории, связанные с миром сарматов и ахеменидов. И новые научные открытия еще впереди.