Закаляют характер: уроженка Челябинска основала школу для незрячих яхтсменов
Юлия Шумова вот уже семь лет ходит под парусом на яхте. Она не видит мир, но прекрасно его ощущает и управляет парусами. Заняться яхтенным спортом Юлия впервые попробовала еще в 2016 году. Решила испытать свои возможности и поняла, что это ее.
"Включилась в команду и попробовала сначала себя в новой роли, "откренивала" яхты. То есть, это самая такая простая работа, для этого никаких навыков особых не надо", – вспоминает яхтсмен Юлия Шумова.
Женщину не испугали трудности морских путешествий. Юлия поняла, что яхтинг – это спорт, который закаляет характер.
"Дождь, а ты в это время работаешь. Ты в лужи в эти садишься. Сверху льет, снизу льет. Ты вся мокрая, у тебя, бывает, что волосы уже в ледышку превратились. А ты все равно работаешь, потому что не работать нельзя", – рассказывает яхтсмен Юлия Шумова.
Юлия стала больше интересоваться парусным делом и стала шкотовым матросом.
"Искусство шкотового матроса – перекинуть парус буквально за одну долю секунды, поставить его в стопор и откренить яхту своим телом", – поясняет яхтсмен Юлия Шумова.
Со шкотами необходимо работать в перчатках. Незрячие спортсмены используют полуперчатки, чтобы лучше чувствовать веревку.
"Работа по настройке паруса достаточно тонкая, поэтому вовремя ощутить, где он находится и т.д. – это лучше делать без ткани. Поэтому вот такие перчатки", – отмечает яхтсмен Юлия Шумова.
После нескольких лет занятий яхтенным спортом, Юлия Шумова организовала школу, где занимаются слепые, глухие и обычные спортсмены. Вместе с учениками Юлия также ходит в горные походы, а в феврале 2023 году она организовала экспедицию на Крайний Север. Здесь, как и на палубе яхты, важна сплоченность и командная работа.
"Ты нужен этой команде, которая верит в тебя, что ты вот эту функцию, которую взял на себя, шкотовый, баковый матрос, выполнишь. То есть, ты не только становишься нужным, ты становишься важным", – считает яхтсмен Юлия Шумова.
Общаются в процессе тренировок между собой спортсмены на специальном языке жестов, который разработали сами. Так незрячие и слабослышащие могут понять друг друга. Занятия школы пока проходят в Санкт-Петербурге, в Финском заливе. Перед выходом в море члены экипажа должны за 15 минут подготовить судно и надеть специальную одежду.
"Наша экипировка состоит из влаговетрозащитной формы. Это брюки, куртка. Под куртку можно надеть футболку, если погода смилуется и будет все хорошо. И обязательно головной убор. Если жарко – кепка, если холодно, то флисовая шапка", – говорит яхтсмен Юлия Шумова.
Есть разница и в том, где ходить под парусом: по морю или по озеру.
"Крен на озерах, я заметила, более жёстким бывает, более сильным, серьезным. Море более плавное", – делится яхтсмен, руководитель яхтенной школы "Inclusive" Юлия Шумова.
В инклюзивной яхтенной школе есть ученики из Самары, Калининграда, Ростова-на-Дону и многих других городов. Обучение проходит круглый год: в зимнее время – теория, в летнее – практика.
"Приходим, переодеваемся, заходим на яхту, ее полностью вооружаем, выходим в Финский залив, тренируемся, отрабатываем там повороты и т.д. Потом возвращаемся, все паруса складываем, сворачиваем, полный порядок наводим на яхте. И вот тогда тренировка закончилась. Тренировка длится три часа", – объясняет яхтсмен Юлия Шумова.
Но мечта Юлии Шумовой открыть школу и в Челябинске.
"Даже есть какая-то вот несправедливость, что мы челябинцы, а организуем парусную школу где-то за несколько тысяч километров от родной гавани. Я считаю, нужно перенести в родную гавань тот положительный опыт, который мы наработали в Санкт-Петербурге и открыть здесь такое направление – инклюзивный парусный спорт", – говорит яхтсмен Юлия Шумова.
Сейчас Юлия Шумова вместе со своей командой готовится к соревнованиям по яхтенному спорту в Новороссийске. А в будущем спортсменка хочет наладить международное сотрудничество, чтобы паруса инклюзии развивались во всех морях и океанах.