К юбилею Михаила Шемякина
80 лет исполнилось художнику, скульптору, сценографу Михаилу Шемякину. Его памятники украшают улицы российских и зарубежных городов, а картины представлены в постоянных экспозициях мировых музеев. Шемякин уже давно живёт во Франции, но Россия, и особенно Петербург, занимают в его сердце особое место. Об этом он рассказал Анастасии Поповой.
Кожаные сапоги, галифе, китель и фуражка, что бережет глаза от света. В день рождения легендарный художник Михаил Шемякин в привычном образе встречает нас в своем замке в Шатру. В свои 80 он мечтает выбраться на море, где не был уже почти 4 десятка лет. Некогда, все время поглощают исследования и проекты. Сейчас заканчивает первый том автобиографии. Писал долго, не хватает отцовской военной дисциплины, но у него во всем свой путь.
"Это была целая трагедия в нашей кавказской семье, потому что иначе как офицером или воином отец меня не видел. Меня готовили с детских лет к армии, вот. И вдруг сын решил стать художником. Очень сложно! Отец почти до самой смерти со мной не разговаривал", – заявил Шемякин.
Иллюстрации к "Сказке о Царе Салтане", нарисованные им за одну ночь, в 57-м открыли двери сразу на второй курс средней художественной школы при институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Санкт-Петербурге, куда он переехал из Восточной Германии в 14. "Совращал сокурсников западным искусством", – с такой формулировкой его отчислили.
Яркий, упрямый, экстравагантный, интересующийся всем, включая философию и религию, он не вписывался в привычные рамки эпохи застоя. Его и сейчас понимают не все, но скульптуры стоят и в США, и в Лондоне, и в России. Но тогда в СССР его отправили в психиатрическую больницу, откуда через полгода вытащила мать, а в 71-м выслали из страны.
"Знаете, все уносим с собой, а Россию, как говорили белые эмигранты первой волны, мы унесли Россию с собой. Ну, наверно, такие люди, как я, как Бродский, как Довлатов, мы тоже унесли Россию вместе с собой, нашу Россию, которой мы служили. Ну и продолжали служить всегда", – заявил Шемякин.
Когда понадобилось вытаскивать наших ребят из афганского плена, Михаил Шемякин стал главным переговорщиком и отправился в горы лично, потом в Штатах помогал раненым за свой счет. Свои первые заработанные деньги во Франции он потратил на продвижение российской культуры на Западе. Близким другом тогда стал Владимир Высоцкий.
Они познакомились в Париже, там же виделись в последний раз за три недели до смерти поэта. Их связал поиск красоты и света истины, Высоцкий посвящал Шемякину стихи, тот записывал его песни.
"Ну я шесть лет сидел в наушниках. Володя пел, я записывал. Он каждую песню перепевал по пять-шесть раз. Выходил, пот вытирал и говорил: "Боже мой! Ну, сейчас это по-моему… оставляем этот вариант". И говорил: "Вот сейчас бы стакан водки и огурец соленый, но нельзя, будем работать", – пояснил художник, скульптор Михаил Шемякин.
Балетом Шемякин заниматься не хотел, но жена любила это искусство, и когда Валерий Гергиев предложил создать нового ""Щелкунчика", увлекся на два года вперед.
Его замок – это лаборатория по исследованию истории искусства, колоссальные объемы трудов, которые нужно спасать.
"К сожалению, у нас видите, что творится? Очень много погибает материалов. Сколько я ни клянчу денег, хотя бы крышу починить, поддержки нет никакой", – пояснил Шемякин.
Часть этого воображаемого музея сейчас отцифровывают, но есть еще и библиотека, в которой десятки тысяч книг, а еще и бесценные архивы – письма Окуджавы, Ростроповича, Стравинского.
Именно в России гражданин Соединенных Штатов, живущий во Франции, видит колоссальный творческий потенциал.
"В России есть характерность, понимаете? Она есть внутри, есть глубинка настолько талантливая, что если обратить внимание на это и начинать это поддерживать, вы понимаете. Это можно одержать колоссальную победу на фронте искусства. И это очень важно на сегодняшний день. Сегодня Вы знаете, там, санкции, сегодня, так сказать, отношение к русским совершенно безобразно и к русской интеллигенции тем более, оборваны все культурные связи", – пояснил Шемякин.
Попытки отменить российскую культуру на Западе из-за спецоперации вызывают у Шемякина душевную боль. Он готов заново наводить мосты, было бы стремление, потому что искусство вечно, и существование вне его для художника немыслимо.