МХТ Чехова представит премьеру "Авлабар, или Новая Ханума"

11 мая 2023 10:02
Грузинский водевиль 1882-го года запомнился многим по знаменитой постановке Георгия Товстоногова в БДТ.

Песни, шутки и интриги. В МХТ имени Чехова сегодня премьера спектакля "Авлабар, или новая Ханума". Грузинский водевиль 1882-го года запомнился многим по знаменитой постановке Георгия Товстоногова в БДТ. Но в Художественном театре главная героиня – совсем другая. В этом убедилась Яна Музыка.

Каждой петельке – по крючочку, каждому венечку – по савочку. Такова жизненная позиция и деловая стратегия Ханумы. Говорит, я как доктор – лечу человеческую неустроенность.

Для Ирины Пеговой это роль на сопротивление. Актриса в комедиях не играет, да и как зритель – не любит, чтобы ее смешили, в театр ходит не за этим. Не встречала ни одной свахи и не знает никого, кто обращался бы за подобными услугами. Распределение было для нее неожиданным.

"Я была в ужасе, потому что я не умею делать акцент. Я не умею этого делать вообще. Я не могу парадировать людей", – поделилась заслуженная артистка России Ирина Пегова.

В этом спектакле нет четвертой стены, зрители становятся частью действия. Ханума, пользуясь моментом, раздает публике свои визитки.

Режиссер Виктор Крамер искал материал, который мог бы создать для зрителя праздник. Отталкиваясь от первоисточника, заново написали диалоги и тексты песни. Но "Новая Ханума" – не просто другие тексты, это еще и дух притчи.

То ли сложная метафора, то ли высокая клоунада. Две свахи – две конкурирующие фирмы – выясняют отношения на батле.

Несмотря на актуальные темы и образы, место и время действия остались неизменными. Все происходит в конца XIX века в Тифлисе, в армянском квартале Авлабар. Создатели спектакля серьезно изучали культуру и традиции старого Тифлиса.

"Чем отличаются грузинские танцы от армянских. Именно тифлисские армяне – какие здесь элементы важны. Поэтому я это компилировала с современной хореографией, но осталось очень много аутентичных вещей", – говорит хореограф Ирина Кашуба.

Режиссер подчеркивает – такого Авлабара, конечно, давно не существует. Мир стал более жестким и сложным. Но так хочется мечтать о том, что где-то есть город, в котором живут и любят именно так.

"Персонажи, которые в нем живут, они очень открыты в своих страстях. В них нет двоякости, дуализма. Они, если любят, то любят, если ругаются – то ругаются. И это происходит как у детей – между любовью и конфликтом и обратно дистанция очень короткая. И в этой их простоте мы видим большую человеческую радость", – рассказал режиссер Виктор Крамер.

В этой истории фантазия – важнее реальности. И маленький мир старого города – словно отдельная планета.