О творческом методе Исаака Шварца
Его музыку узнают с первых нот. Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения Исаака Шварца. Почти полвека композитор жил и работал в посёлке Сиверский, под Петербургом. Здесь он написал большинство своих произведений. Салима Зариф – подробнее.
В пении этих птиц и шуме речки Оредеж он расслышал песенку кавалергарда и мелодию для "Госпожи удачи". Это поселок Сиверский, что в Ленинградской области, Исаак Шварц предпочел городской суете. Друзья даже в шутку так и называли его "Сиверский отшельник".
Отшельником Шварц никаким не был, фото гостей и сейчас украшают дом: Смоктуновский, Высоцкий, Луспекаев, Бродский. Окуджава говорил, что Шварц умел извлекать музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строчки.
В доме все почти также, как было при нем: тулуп, в котором любил гулять по окрестностям, в центре, конечно, рояль, по флангам ноты и кассеты. Вот в такой обстановке была написана почти вся его музыка.
"Исаак Иосифович не признавал вдохновение. Он говорил, что его нет. Нужно приходить на свое рабочее место, каждый день работать-работать, и вдохновение само придет", – заявила директор культурного центра "Дом Исаака Шварца" Антонина Нагорная-Шварц.
Труду и терпению жизнь научила рано. В 36-м был арестован и впоследствии расстрелян отец, семью сослали во Фрунзе, нынешний Бишкек, уже в 14 Исаак давал уроки и подрабатывал тапером – вот оно начало киномузыкальной карьеры. Но война, саперная рота, ранение. Возможно, тогда и начала зарождаться эта мелодия из фильма “Рабочий поселок”.
"Звучала песня Шварца на стихи Геннадия Шпаликова. "Спой ты мне про войну". Да, про тех, кто был в плену. я ее услышала в 77-м году. И всё, я ею заболела", – отметила народная артистка РСФСР Светлана Крючкова.
Шварца называют музыкальным драматургом. Редкий дар – выстроить мелодический сюжет, не оттеняя, а осмысливая происходящее на экране. По Шварцу сочинить свежую, сильную, запоминающуюся мелодию – самое большое счастье. Остальное – дело техники.
Услышав эту элегию из "Станционного смотрителя", режиссер Акира Куросава понял, что нашел композитора для своего нового советско-японского фильма.
"Действительно была историческая встреча этого гениального режиссера Куросава с нашим "Мосфильмом". Потому что этот человек не хотел работать в Голливуде, он был очень резко настроен против этой работы там", – пояснил композитор, народный артист России Исаак Шварц.
В итоге Шварц стал единственным отечественным композитором, получившим "Оскара". Дерсу Узала взял награду как лучший иностранный фильм.
Еще была музыка для театра и симфонические вещи, но Исаак Шварц считал себя прежде всего кинокомпозитором.
Итог – 125 фильмов. И ни одной фальшивой ноты.