"От крюков до топоров" – выставка с таким названием открыта в Новгородском музее-заповеднике
Вы не поверите, но эти вот крюки, или знамена, которые вошли в обиход примерно в 12-ом веке, до сих пор можно найти в нотных записях. Правда, в ходу они не у всех, пользуются ими лишь знатоки Знаменного пения, например, в старообрядческой среде. Конечно же, распев этот – предмет и академического изучения в консерваториях, и в духовных семинариях, и в научных кругах у историков. В числе тех, кто ведет эти исследования в Новгородском музее – Илья Мельников. Он, как куратор выставки, постарался увлечь этой темой, доступно, просто и очень интересно рассказав нам все, что известно ему самому. Причем, на выставке он постарался представить даже более ранний период, чем тот, когда уже стали использовать крюки. Речь идет о кондакарной нотации, когда песнопения записывались в две строки: где внизу подробная аналитическая запись, а сверху – детальная информация о напеве.
Конечно же, традиция на протяжении столетий сильно трансформировалась, и мы не можем вернуться в 15-й век, чтобы услышать знаменитые распевы в аутентичном звучании, услышать то звуковое сопровождение, в котором жили древние новгородцы. Но хотя бы приблизится к этому пониманию, мы можем с помощью древних книг и учебников для певчих, которые хранятся в фондах нашего музея и сейчас представлены на выставке. Он-то и дают нам представление, как развивалось певческое искусство на Руси.
"Крюки появляются в 12-м веке, и которые фиксировали напевы Знаменные. А топоры – это вот такое обиходное название, это такой профессиональный жаргон музыкантов. Это квадратные ноты, которые активно вводятся под Киевским влиянием уже в середине и второй половине 17-го века", – сказал Илья Мельников.
А еще на этой выставке можно узнать, что средневековый Новгород был авангардом певческого искусства. Уже в 16-м веке здесь сложилась очень сильная певческая школа, представленная Саввой Роговым и его учениками. Более того, на теоретическом уровне наши предки совершили настоящий прорыв. Наш предок, распевщик Иван Шайдуров придумал изображать высоту звука красной пометой, что стало поворотным моментом в правильном воспроизведении авторского произведения исполнителями.
Лилия Кудряшова