Пушкинский музей готовится представить историю парижских салонов XVIII века
В Пушкинском музее приступили к распаковке предметов для проекта "Салоны" Дидро. Он посвящен выставкам искусства в Париже XVIII века. Впервые их организовал Людовик XIV, а подробно описал философ Дени Дидро. О раритетах эпохи Просвещения – Ксения Егорова.
Рубенс уже занял свое место, а укротители льва и медведя еще стряхивают дорожную пыль. Более 50 предметов прибыли сюда из Эрмитажа, а еще из Русского музея, Павловска, Твери и московских Останкино и Кусково.
Вот так выглядела шпалерная развеска в XVIII веке, очень плотная. Наверху – высокий жанр, то есть религиозные и мифологические мотивы, большие картины. Внизу – маленькие, пейзажные зарисовки, портреты – в общем, все такое близкое к народу. Ну и самое интересное: были пустые рамы – так художник бронировал себе место на этом празднике жизни.
Обычно в центре такой развески на салонах помещали конечно же Людовика XIV. Король-Солнце просто обязан быть в центре художественного мироздания. Все-таки это он придумал устраивать художественные салоны, причем для всех и бесплатно. Но он пока скромно стоит в углу на полу, правда, уже отреставрированный и во всей красе: с доспехами и запоминающимися усами по моде того времени.
"Если мы осветим, то увидим, что эта вещь изначально готовилась под раму с овальным вырезом. Как я понимаю, это единственное изображение Людовика XIV в нашем музее", – заметил реставратор живописи Алексей Кленчев.
В 1667 – первая публичная выставка работ из Королевской академии живописи и скульптуры. И тут же появление первых арт-критиков и нового предмета обсуждения, достойного не только монархов Европы и аристократии, но всех – вот уж истинная демократия. Первые каталоги искусства, а также литературные корреспонденции Дени Дидро были, правда, без картинок, но Екатерина Вторая и без них могла разобраться: что лучше оставить во Франции, а что – хорошее искусство, надо брать!
"Они создавали произведения, выставляли на салоне, и уже указывалось, что это произведение будет отправлено в Россию", – отметила хранитель скульптуры отдела Западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Анна Виленская.
Так уже в России теперь в музейной тиши саркастически улыбается Вольтер, у его соратника по перу Дидро в воображаемом кабинете пока пусто.
"Мы основываемся на знаменитом тексте Дидро "Плач по моему старому халату". Мадам Жофрен подарила Дидро алый халат, и вот философ сожалеет, что ему пришлось сменить все окружение кабинета", рассказала куратор выставки, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. Пушкина Анна Сулимова.
Мадам Жофрен, сделавшая философу подарок, впрочем, себя тоже не забыла – на портрете изображена с тончайшим черным кружевом Шантильи – дорогое удовольствие в то время. К тканям здесь особое внимание – вот так распаковывают шпалеры.
На шпалере – цитата из Евангелия от Иоанна: " Усердие дома твоего поглотит меня". Придавали ли ей особый смысл или же использовали как ширму, для того чтобы поделить пространство салона на части и повесить на нее картины, зрителю самому предстоит с этим разобраться. Где же спрятался сам усердный философ или же он просто растворился во всем этом искусстве, что так тщательно описал – пока тайна.