В РАМТе состоится премьера пьесы "Леопольдштадт"
Сегодня вечером в РАМТе премьера. Многолетнее сотрудничество драматурга Тома Стоппарда и режиссёра Алексея Бородина продолжилось постановкой пьесы "Леопольдштадт". На российской сцене эта драма представлена впервые. На репетиции побывала Юлия Струкова.
"Леопольдштадт" – четвертая пьеса Тома Стоппарда, поставленная в РАМТе. Еще в 2019-м году известный британский драматург предложил ее театру. Тогда же начинали репетировать, но пандемия помешала. Спектакль со множеством героев, глубоким погружением в эпоху, сложнейшими интеллектуальными диалогами.
"Был такой момент еще в "Береге утопии", когда я говорю: "Том, там монолог такой сложный у Герцена, как его можно сказать, он и исторически такой сложный, и философский". Том говорит: "Знаете, в Англии меня тоже спрашивали, как это можно сказать? Я им говорил: прочтите 12 раз подряд и все будет хорошо. Это совершенно точно", – вспоминает художественный руководитель РАМТа, народный артист РСФСР Алексей Бородин.
Действие происходит в Леопольдштадте – районе Вены, который в народе называли "островом мацы" – здесь проживала большая еврейская община. В гостиной фабриканта Германа Мерца за несколько дней до наступления ХХ века, в канун Рождества собирается многочисленное семейство. Мечтают о будущем детей и внуков в мире красоты, научного прогресса, искусства...
"Мы изучали праздники, о которых мы говорим, которые мы отмечаем во время действия. Мы изучали традиции, исторические факты – сага во времени растянутая. И нужно было в это погружаться, чтоб понимать, что стоит за этими словами", – поделилась актриса Мария Рыщенкова.
За столом – математики, профессора, музыканты. Они готовы подстраиваться под меняющийся режим, а иногда отказываться от своих корней.
"В начале ХХ века был необыкновенный подъем культуры, искусства: Климт, Малер – ведь все были евреи. И люди независимые, то есть те, кто производил духовные и материальные ценности, они были уничтожены", – дополнила народная артистка России Лариса Гребенщикова.
Постепенно рушится уклад большого семейства: сценическое пространство меняет цвета и фактуру, превращаясь в сплошной мрак. Это спектакль-посвящение недавно ушедшему художнику Станиславу Бенедиктову. Вместе с Алексеем Бородиным они придумывали сценографическую идею – непрерывное движение по кругу – поиск идеального. И верхний круг, идущий навстречу – это реальность...
Через 55 лет в той же гостиной Мерца встретятся только трое из огромного рода, те, кому удалось выжить после войн и Холокоста. Один из них – Лео Чемберлен – счастливчик, которого в 8-летнем возрасте успели вывезти в Англию.
"Когда он возвращается домой и встречается со своими родственниками Натаном и Розой, он искренне не может понять, почему его хотят окунуть в весь этот ужас. И главный вопрос – это я так для себя решил – почему ты не прошел через всю эту мясорубку", – пояснил актер Иван Юров.
Лео Чемберлен – прототип самого Тома Стоппарда, который считал себя англичанином и довольно поздно узнал о своих еврейских корнях по отцу. Но драматург не столько обращается к еврейскому вопросу, сколько к трагедии меньшинства – людей, которые не встраиваются в систему, которые стараются любыми способами сохранить себя как личность. И как показывает практика, забыть о своих корнях и потерять собственную историю оказывается не лучшим выходом.