Какой прием ждал Блинкена в Китае

19 июня 2023 20:59
Три часа наедине с самым ярким представителем "дипломатии волков-воинов". Так, в стиле гонконгского боевика, британская Daily Mail резюмировала китайское турне госсекретаря США. Наедине с Ван И Блинкену было действительно непросто. Американцы ждали от своего дипломата решительности по Тайваню, торговым войнам и воздушным шарам-шпионам, но "китайский волк" оказался Блинкену "не по зубам".

Холодный прием

Американского госсекретаря Блинкена глава КНР все же принял. Хотя еще утром встреча в американском графике не значилась. Да и западная пресса наперебой писала: "Блинкена в Пекине ждал холодный прием". Хорошо, что вообще ждал, дали понять в Пекине, отведя на аудиенцию с Си Цзиньпином ровно 35 минут.

"Взаимодействие между государствами всегда должно основываться на взаимном уважении и искренности. Я надеюсь, что благодаря этому визиту, господин госсекретарь, вы внесете более позитивный вклад в стабилизацию китайско-американских отношений", – заявил китайский лидер.

Чтобы не тратить время, глава КНР сразу обозначил: он в курсе, что Блинкен договорился с китайскими дипломатами продолжать диалог, о чем в свое время на Бали и договаривались сам Си и Байден. И Блинкен это подтвердил. Но ведь до этого в Штатах говорили все то же самое. А диалога все не было. И отчего он должен случиться сейчас, когда глава Госдепартамента уже по окончании встречи снова заявил: Штаты продолжат действовать, как и раньше.

Красная линия

То есть порядок на правилах, но сугубо американских. Блинкен и визит-то, как уже пошутили в соцсетях, начал с пересечения красной линии.

Понятно, что это была разметка на летном поле, но слишком уж символичный кадр: американцы же все время норовят перейти китайские границы дозволенного. И главное – тайваньский вопрос.

И хотя в лицо Си Цзиньпину Блинкен снова сказал, что идею независимости Тайваня Вашингтон не поддерживает, все же видят и поставки на остров оружия, и постоянные провокации американских военных вблизи китайских границ. В Конгрессе вообще призвали Блинкена после визита в Пекин залететь на Тайвань. Ряд сенаторов посчитал, что такой шаг позволит продемонстрировать Китаю решительную позицию Вашингтона. И это вдобавок к технологическим войнам, которые вовсе не про здоровую конкуренцию.

"Китай уважает интересы Соединенных Штатов и не будет бросать вызов США. Аналогичным образом Соединенные Штаты должны уважать Китай и не наносить ущерба законным правам и интересам Китая. Ни одна из сторон не может пытаться изменить другую сторону в соответствии со своими собственными желаниями, не говоря уже о том, чтобы лишить другую сторону ее законного права на развитие", – заявил Си Цзиньпин.

Без Китая никак

Признав, что без Китая мировую экономку на плаву не удержать, Блинкен, впрочем, продолжил нравоучения: права человека в Гонконге с Синьцзяном, нежелание Пекина восстанавливать прямые контакты по линии минобороны.

Отдельный пассаж про Украину. Китай не поставляет в зону конфликта оружие, хотя американцы и пытаются уличить Пекин в обратном. Не выходит.

"США готовы сотрудничать с Китаем в областях, где у нас есть взаимные интересы, включая климат, макроэкономическую стабильность, общественное здравоохранение. Мы считаем, что Китай может сыграть ключевую роль в смягчении проблемы глобальной продовольственной безопасности", – отметил Блинкен.

Ниже некуда

Обе стороны назвали пекинскую встречу вполне конструктивной. Впрочем, из видимого результата пока только договоренность о продолжении консультаций уже в Вашингтоне и понимание, что самая низкая за всю историю дипотношений точка, где стараниями США и оказались сегодня Вашингтон и Пекин, – не то место, откуда можно выбраться мгновенно.

Вопросы, которые хотят обсуждать Вашингтон и Пекин, – диаметрально противоположны. США пытаются вывести Китай на тот круг тем, где могут быть точки соприкосновения. Китай требует определиться с наиболее острыми разногласиями и призывает американцев для начала изменить свое отношение к Китаю. Ни те, ни другие на уступки пока не идут. А значит прорыва в отношениях ждать не стоит. Тем более, что ни одна сторона даже близко не хочет, чтобы ее заподозрили в уступках своему главному оппоненту в мире.