Будущее стало настоящим: в Москве запустили футуристические речные трамваи
Момент исторический: Владимир Путин дает старт речной электронавигации. Трамвайчик "Сходня", названный в честь одной из московских рек, выходит в свой первый рейс. Церемония запуска с Киевского причала проходит по видеосвязи.
– Разрешите запуск первого рейса самого современного в мире регулярного речного транспорта полностью на электрическом ходу?
– Максим Анатольевич, в добрый час, в добрый путь. Поздравляю вас с этим событием. Конечно, разрешаю. Вперед! – отвечает на запрос Путин.
– Спасибо, коллеги. Поехали? – уточняет Собянин.
– Внимание, электросудно "Яуза"!
– На приеме "Яуза".
– Запуск первого рейса речного транспорта в Москве разрешен.
– Гудит как настоящий, – отмечает Собянин.
– Настоящий, конечно, – подтверждает Путин.
Президент дает команду с Северного речного вокзала, куда он приехал вместе с мэром Москвы.
– Рад вас видеть на Северном речном вокзале, в историческом месте для страны и для москвичей, – приветствовал здесь президента мэр российской столицы. – Хотел доложить вам о главной артерии города: как она развивается с точки зрения речных перевозок.
Свой доклад Сергей Собянин начал с того, как менялись прибрежные зоны главной водной артерии города: благоустроено 65 километров набережных, акватория очищена от дебаркадеров, а промзоны, выходящие к воде, превращаются в комфортные жилые кварталы. Новый этап – возрождение речного транспорта Москва.
– 32 года тому назад речной транспорт в Москве был остановлен, с тех пор не функционировал, хотя в свое время пользовался большой популярностью у москвичей. Потому что река так расположена, что местами можно гораздо быстрее проехать на речном трамвайчике, чем объезжать по дорогам. Иногда это занимает час, а здесь 15-20 минут маршрут, – подчеркивает Сергей Собянин.
Первый маршрут связал Киевский вокзал с деловым кварталом Москва-Сити. Без пересадок добраться можно меньше, чем за полчаса. Новые современные электросуда собирали в России: корпус, электродвигатель, обшивка, климатическая система, 90 процентов всего корабля – отечественного производства.
– Создаются еще объекты инфраструктуры. И в рамках этой программы, например, зарядные устройства, которые позволяют заряжаться прямо в процессе посадки-высадки пассажиров. На этом проекте, по сути, создали нестандартную зарядную инфраструктуру, которую можно будет использовать потом на территории всей страны, – отмечает производитель электрических речных трамвайчиков на 50 пассажиров.
Государство выделяет субсидии судостроительной отрасли. Особенно поддержка важна в условиях санкций.
– Нужно замещать импорт судового оборудования. Здесь мы в определенном смысле зависим от зарубежных поставщиков. По ряду заказов западные производители в определенный момент в прошлом году нам отказали в поставках. Государство здесь вовремя подставило плечо. Было выделено более 18 миллиардов рублей, – рассказывает глава Минпромторга Денис Мантуров.
Владимир Путин впервые посещает Северный речной вокзал после реставрации. Несколько лет назад образец сталинского ампира был на грани разрушения. В 1990-е вокзал ветшал. Шпиль, служивший ориентиром кораблям и теплоходам, опасно накренился. Под угрозой утраты была звезда – одна из тех, что венчали Кремлевские башни еще до рубиновых.
Северный речной вокзал стал подарком ко дню столицы. Белоснежное здание-корабль, памятник архитектуры, отреставрировали в 2020 году. А в этом году в Москве открылся еще один – Южный речной вокзал. Водные пути ведут в Петербург, Ярославль, Астрахань, Казань. А еще вокзалы объединяют десятки городских маршрутов. Это полноценный общественный транспорт, только на воде.
Удобная альтернатива для многих: например, чтобы перебраться с одного берега Химкинского водохранилища на другой на автобусе или машине придется делать приличный крюк.
– Мы живем на Речном вокзале. Автобусом долго, а здесь очень хорошо: 10 минут, и мы уже на месте.
Столичные электросуда будут перевозить пассажиров круглый год. Это первый подобный опыт в мире. Второй маршрут от Автозаводского моста до Печатников заработает в конце года. Новые речные пути, как и уже действующие, интегрированы в транспортную систему города.
Оплатить прогулку на речном трамвайчике, правильнее даже сказать, проезд, можно единой для всего общественно транспорта столицы картой "Тройка". Это удобно. Все как в автобусе или метро.
До 23 июня электросуда будут перевозить пассажиров бесплатно. Приятный бонус, который навсегда останется с москвичами и гостями города, – невероятные, открыточные виды на столицу из окон новых речных трамвайчиков.
***
Общественный транспорт Москвы в последние годы вообще совершил прорыв в своем развитии. И вот – новый реализованный масштабный удивительный проект. Я уже сейчас нахожусь на борту речного трамвая. Вместе с вами входим и смотрим, где мы оказались. Виды – просто как в кино. С таким видом можно будет путешествовать из одной точки Москвы в другую. Причем подчеркиваю: это не экскурсионные поездки, это общественный транспорт.
Первые впечатления президента-пассажира.
– Видовые стекла, приятно прямо смотреть будет, – оценивает удобства новых электротрамвайчика Владимир Путин.
У московского общественного транспорта теперь высокие стандарты. И здесь они тоже выдержаны.
– С порталами для зарядки зарядных устройств.
– Мягкие кресла со столиками. И у каждого – свое посадочное место.
Разрешенная скорость – 15 километров в час, но с учетом автомобильных пробок такой маршрут может резко сократить затраты на дорогу.
– А сколько по времени? – интересуется продолжительностью путешествия от точки до точки Владимир Путин.
– Два часа: час туда, час – обратно.
Капитан доволен: ведь все совсем новенькое.
– Новизна в том, что электродвигатели...
– Электродвигатели? А обычный речной на чем? – перебивает капитана корреспондент.
– На соляре.
– То есть, вы не будете больше "хрипеть" теперь?
– Запах соляры теперь улетучится, теперь будем скучать по нему.
– Почему?
– Привыкли за 30 лет работы.
– Это не просто швартовы, это зарядка для электрических речных трамвайчиков, – рассказывает Путину об устройстве новых причалов, на которых будут заряжаться новые транспортные средства, Сергей Собянин.
В Москве уже построены футуристические причалы. Но все это уже – настоящее.
Путина просят расписаться на символической карточке "Тройка".
По плану, появится несколько таких речных маршрутов.