Пекин обвинил Вашингтон в политической провокации
Это был точно не тот диалог, который Блинкен пообещал своим китайским коллегам и лично председателю Си. Ведь не прошло и суток с отлета американского госсекретаря из Китая, как его шеф вдруг выдал публично, что Си – диктатор. Стенограмму выложил Белый дом.
"Причина, по которой Си Цзиньпин очень расстроился, когда я сбил этот аэростат со шпионским оборудованием на два товарных вагона, заключалась в том, что он не знал про его местонахождение. Нет, я серьезно. Это большой конфуз для диктаторов, когда они не знают о том, что произошло", – заявил Байден.
Провокационное заявление прозвучало на встрече по сбору средств для предвыборной кампании. И выступление Байдена, которого американский Fox News и самого на прошлой неделе подписал, как "диктатора" – редактора тиров за такое хулиганство в эфире, правда, уволили – понятно, было рассчитано на американского избирателя, для которого и придумали в свое время историю с шаром-шпионом, что, впрочем, не является оправданием. Пекин выразил решительный протест.
"Высказывания США крайне абсурдны и безответственны, полностью противоречат фактам и серьезно нарушают дипломатический протокол, а также серьезно ущемляют политическое достоинство Китая. Это откровенная политическая провокация", – заявила официальный представитель МИД КНР Мао Нин.
А ведь еще накануне и американская, и китайская пресса, пусть и не с оптимизмом, но с прагматизмом писала: пекинская встреча открывает окно для переговоров.
"Я думаю, мы были в таком точке, где отношения становились все более нестабильными. Я думаю, что мы привнесли большую стабильность. Теперь у нас есть траектория взаимодействия между нашими правительствами", – утверждает госсекретарь Блинкен.
Куда теперь заведет траектория, в догадках теряются даже в Штатах. В американском эфире строят версии: то ли Байден как обычно не думал, ведь в той же речи он успел и поблагодарить Блинкена за хорошую работу по восстановлению отношений, то ли все было сказано от обиды.
Китай продемонстрировал более сильную переговорную позицию, которую рассмотрели даже в рассадке: Си – во главе стола, члены делегаций – по бокам. То, чего, с одной стороны, так боятся и в Штатах, и в Европе, а с другой – пытаются использовать китайскую силу в давлении на Москву. Премьеру Ли Цяну, который вообще-то про экономику, немецкий канцлер Шольц только и говорил, что про политику и Россию.
"Я еще раз обратился к китайскому правительству с призывом еще сильнее использовать свое влияние на Россию. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Китай несет особую ответственность", – заявил Шольц.
Шольц так увлекся, что после брифинга даже забыл снять наушник для перевода. Китайский премьер напомнил и про наушник, и про то, что в Германии он, чтобы укреплять китайско-европейскую торговлю.
Трудности перевода – не то, на что можно списать западную бестактность по отношению к Китаю. Но в отличие от европейских политиков, которые с Китаем все же пытаются договариваться, американские об этом только говорят. И сколачивая антикитайские альянсы не только в Европе, но и Азии, Вашингтон диктует, как надо себя вести с Китаем. И кто после этого диктатор, задают риторический вопрос в Пекине.