Мятеж и контрнаступление: реакция Европы
Новость о вооруженном мятеже в России Европа восприняла, потирая руки. Еще бы, любой разлад у нас – это надежда на поражение России.
Во всех европейских столицах с вечера пятницы следят за событиями вокруг "Вагнера", внимательно наблюдают – так об этом говорят официальные пресс-релизы. Телеэфир также регулярно прерывают breaking news – экстренные сообщения, а также включения разнообразных экспертов, которые с трудом скрывают торжество: они еще не открывают шампанское, но уже поставили его на всякий случай охлаждаться.
"Это прекрасная возможность для Украины воспользоваться нынешним мятежом и хаосом в России", – считает Тобиас Эллвуд, глава Комитета по обороне парламента Великобритании.
На сайтах британских изданий появились карты со стрелками, указывающими направления, куда выдвигаются отряды Пригожина. Имя этого человека хорошо известно в Европе, но впервые оно сопровождается подобными эпитетами: "Абсолютное безумие. Пригожин обвинил Минобороны России в совершении воздушного нападения на один из его лагерей. Теперь он призывает своих 25 000 наемников сражаться против русской армии. Этот человек – величайший подарок!".
Это не контрнаступление, а кровавый CRAAP-тест, пишет немецкая Handelsblatt. Не особо удачное, мягко говоря, наступление Украины на южном фасе СВО делало свое дело – даже самые рьяные адепты идеи стратегического поражения России через разгром ее Вооруженных сил понемногу начали убеждаться в том, что это невозможно. Сейчас же они притихли – Евросоюз ограничился констатацией факта, что происходящее – внутреннее дело России: боятся спугнуть удачу – внутренняя дестабилизация военно-политического управления дает шанс на поле боя. Единственный шанс, другого не будет.
Как там говорил президент Польши Дуда на этой неделе? Шанс "пристрелить Россию"?
"Если дикий зверь пожирает человека, то обычно говорят, что его надо просто выследить и пристрелить. Так же и с Россией", – отметил Дуда.
Через Дуду Запад обозначил свои цели максимально ясно: на неделе министр иностранных дел Венгрии Сийярто охарактеризовал настроение трансатлантических элит как военный психоз: ментальный статус, искажающее восприятие перспективы, и кому-то может показаться, что цели ближе, чем на самом деле. Эта иллюзия сегодня перекрывает собой все остальное, хотя на прошедшей неделе были события, безусловно, достойные изучения.
"Бюджетный дефицит Украины до 2027 года составляет около 60 миллиардов евро. Потребности по быстрому восстановлению страны – около 50 миллиардов евро. В общей сложности – 110 миллиардов евро. Поэтому я предложила странам – членам ЕС покрыть 45% от этой суммы, 50 миллиардов евро", – заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Во вторник в Лондоне конференция стран – доноров киевского режима. Поскольку конфискация замороженных российских активов остается делом крайне проблематичным, нужны иные источники. Приглашены потенциальные инвесторы, перед которыми попытались нарисовать привлекательную картину размещения капиталов в проектах по восстановлению украинской экономики. Но до этого еще дожить надо, поэтому Брюссель и дает деньги на текущие нужды. К неудовольствию Киева дает под процент, а не просто так. И меньше половины необходимого. Бюджет Евросоюза, сверстанный также до 2027 года, уже вычерпан, средств на его пополнение нет даже у Германии, которая производит закупку техники для Украины за счет увеличения собственного госдолга.
"Некоторые машины, такие как бронированные мостоукладчики и инженерные машины, будут частью пакета в 2,7 миллиарда евро, который мы представили в мае", – сказал Борис Писториус, министр обороны Германии.
Из того же пакета – 20 БМП "Мардер" и несколько десятков на скорую руку модернизированных танков "Леопард-1". "Леопарды-2" уже закончились. Зато Макрон с Мелони на неделе козырнули совместным зенитным комплексом "Мамба" – так-то между ними мало общего.
По срокам заметна тенденция – на каждый новый пакет антироссийских санкций Европа тратит больше времени. На неделе, наконец, представлен 11-й. Под персональные санкции попали менеджеры ВГТРК Антон Златопольский, Андрей Кондрашов, Рифат Сабитов, журналисты Андрей Медведев, Евгений Поддубный и Александр Сладков. Главная экономическая рестрикция ожидаемо коснулась нефтепровода "Дружба": запрещена транспортировка российского топлива по его северной ветке – через Польшу в Германию. Сама по себе это символическая мера, закрепляющая текущее положение дел. И даже фон дер Ляйен признает, что вряд ли удастся придумать что-то еще: "Мы одобрили одиннадцатый пакет экономических санкций. Они будут продолжать оказывать сильное влияние. Но дальше идти уже сложно".
Санкции против России закончились, в связи с этим особый предмет гордости Еврокомиссии – некий механизм, позволяющий вычисления и наказания нарушителей санкционного режима у себя и из третьих стран. Учитывая, что немецкий бизнес серьезно преуспел на ниве "серого" импорта, можно прогнозировать неприятности – партия "Альтернатива для Германии" уверенно вышла на второе место в общенациональном рейтинге, уступая только оппозиционной ХДС.
Где-то даже удивительное дело: у отдельных представителей партии Меркель сохраняется не только интерес к тому, как идет расследование подрывов "Северных потоков", но и здравый смысл, требующий их отремонтировать.
"Газопроводы были взорваны в результате нападения, в результате совершенного преступления. Нет никаких причин, по которым мы не должны обезопасить и отремонтировать трубопровод сейчас. Я считаю, что люди в Германии интересуются причинами взрывов. Мы только и слышим, что ЦРУ предупреждало, кто-то еще предупреждал. Так что там в итоге произошло?" – спрашивает премьер-министр земли Саксония Михаэль Кречмер.
Ответ на этот вопрос, похоже, совсем не интересует правительство Шольца в целом, а особенно его "зеленую компоненту". Вообще трудно понять, что ей нужно: на прошлой неделе министр экономики Хабек не исключил, что совсем без российского газа немецкую промышленность придется закрыть, а на этой неделе вдруг заявляет нечто совершенно противоположное: "Я очень рад, что мы больше не получаем газ из России, думаю, что так и должно оставаться".
Сегодня – одно, завтра – другое. "Зеленый" эксперимент не только над немецкой экономикой – он продолжается с явным намерением придать ему глобальный характер. В четверг в Париже Макрон собрал несколько десятков лидеров стран, главным образом африканских. Запад хочет их вроде как облагодетельствовать через реформу финансовых институтов – всяких МВФ и Всемирных банков.
"Мировые финансовые институты сегодня слишком малы и слишком ограничены, чтобы выполнять свои полномочия, в особенности когда речь идет о наиболее уязвимых странах", – отметил Антониу Гутерриш – генсек ООН.
В поисках новых точек роста для себя Запад намерен предложить бывшим европейским колониям новую форму кабалы под соусом борьбы с бедностью и изменением климата: отказ от традиционного экономического уклада и переход на "зеленые рельсы", ведущие бывший "третий мир" в одном направлении – к еще большей зависимости от западных денег и технологий. Не всем такое подходит.
"Это должен быть справедливый переход, он должен учитывать экзистенциальную ситуацию различных сообществ, особенно рабочих, которые трудятся на предприятиях, добывающих ископаемое топливо", – считает Сирил Рамафоса, президент ЮАР.
Вся история колониального и постколониального мира свидетельствует об одном: люди Запада не строят школы, больницы и университеты, они оставляют после себя пустыню, заставленную насосами для выкачивания всех видов ресурсов, и насквозь коррумпированную элиту, которая позволяет им это делать. В качестве нового пилотного проекта как раз и можно рассматривать Украину, готовую отдать все – землю, недра, промышленность и людей – ради того, чтобы быть допущенной к дележке пирога. Ну, хоть когда-нибудь.
В пятницу глава Еврокомиссии заметила, что ей трудно представить Украину вне ЕС лет через 20-30. Так себе перспектива. И приглашения в НАТО тоже не будет.
"На саммите в Вильнюсе и в ходе подготовки к саммиту мы не обсуждаем вопрос о направлении официального приглашения. Мы обсуждаем, как приблизить Украину к НАТО", – отметил Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО.
Приблизить можно. И так дальше и держать – на жестком ошейнике и коротком поводке.
Происходящее сейчас в России вряд ли способно изменить характер взаимоотношений Киева с европейскими и трансатлантическими хозяевами. Но есть одно конъюнктурное обстоятельство, на которое теперь необходимо обратить внимание. Еще в пятницу днем казалось, что предстоящий саммит НАТО в Вильнюсе обречен пройти на минорной ноте. Теперь это не точно.