"Живая глина": фестиваль гончарного искусства состоялся в Приамурье
Краснокнижные тигры, японские журавли, праздник оленеводов, Амур-Батюшка. Все это и многое другое стало образами для работ мастеров, что собрались на очередном фестивале «Живая глина». В нынешнем году он превратился из регионального в дальневосточный.
Звук работы гончарного круга ворвался в размеренную жизнь областной библиотеки. Именно эта площадка выбрана для проведения третьего фестиваля «Живая глина». В нынешнем году он стал масштабнее: возросло не только число участников, расширилась география — приехали гости из Хабаровского края и Забайкалья.
«Начинали мы с 10 участников, сейчас их 30. Мы растем. Но самое главное — это не конкурс, самое главное — участие, общение. Потому что благодаря таким мероприятиям наши мастера осваивают новые техники», — говорит директор АОДНТ Анна Филоненко.
«Край родной амурский» — такую тему обозначили участникам номинации «Ручная лепка». Младшая возрастная группа (от 10 до 17) сразу принялась изображать краснокнижных птиц и животных, обитающих в области.
«Вот сама поляна, которую я уже слепила. А тут, где-то по центру, будет лежать мама-тигрица и трое тигрят», — рассказывает Софья Плотникова.
Взрослые мастера взялись за более серьезные образы. Ирина Коновалова поставила перед собой задачу вылепить целое эвенкийское село — с нартами, оленями и эвенками. Делает и с ностальгией вспоминает, как 15 лет назад сама побывала на северном празднике. Поездка по Зейскому водохранилищу тогда, говорит, многим пощекотала нервы.
«Вода уже стоит почти поверх льда, назад ехали уже с песнями, на всякий случай, чтобы не провалиться», — рассказывает Ирина Коновалова.
«Глину отбивают для того, чтобы внутри не оставалось пузырьков. Потому что при выпечке из-за этих пузырьков изделие может лопнуть», — говорит участница фестиваля Анастасия Довгаль.
На изготовление работы организаторы отвели 4 часа. Ирина Цыденова, педагог школы искусств из Забайкалья, решила не рисковать и сделать то, что получается лучше всего, — вазу в виде рыбы.
«Видели огромный Амур, река нас впечатлила и вдохновила. Именно рыба, я считаю, она подходит по теме конкурса», — говорит Ирина Цыденова.
А вот гончарам, которые работали в другом зале, в этом плане было проще. Их темой ограничивать не стали. Сергей Клещев трудится над шкатулкой-тыквой.
«Креатив же у нас, она должна быть оригинальной. Будет с крышкой. Технология изготовления из цельного шара, и наверху будет сидеть гармонист, играть на гармошке. Вдобавок — вырастил такую тыкву, все мое», — рассказывает Сергей Клещев.
Делом занят и председатель жюри конкурса, именитый умелец из Алтайского края Михаил Бывших. Доводит до идеала свою работу, начатую накануне на мастер-классе. Огромная ваза выполнена в наборной технике. Так можно создавать изделия очень крупного формата даже новичкам.
Из небольших кусочков, по 3 килограмма, тремя сегментами я изготовил эту вещь, затем показал некоторую деформацию. Но самая суть заключается в том, чтобы участники могли оставить подпись на этом изделии. То есть это такая событийная ваза нашего фестиваля», — рассказывает Михаил Бывших.
Не хватает на этой вазе только одной надписи — «Живая глина» и даты, чтобы сразу было понятно, какому событию она посвящена.
Теперь осталось дождаться, когда высохнет это изделие, а после обжечь. Но со вторым не все так просто: печей такого размера в Приамурье нет. Вариантов два — купить (а это очень дорого) или изготовить своими своими руками. Председатель жюри пообещал помочь, а после, на мастер-классе, продемонстрировать обжиг вазы.
Кстати, газовая печь, которую планируют изготовить, откроет перед амурскими гончарами новые возможности. Многие уйдут от привычных форматов, не боясь браться за масштабные работы.