Украина высосала из ЕС 77 миллиардов евро
Президент Литвы прибыл в Брюссель в великом волнении – как же, группа "Вагнер" переехала в Белоруссию! Очень неприятно Науседе такое соседство.
"Мы крайне обеспокоены развитием событий в Белоруссии. Никто не знает, в какой момент они могут выступить против нас. Потому восточный фланг НАТО – это важнейший элемент, я надеюсь, мы сможем принять решения о его укреплении", – сказал Гитанас Науседа.
Часть времени двухдневного саммита европейские лидеры планировали провести за обсуждениями вопросов безопасности – времени на это теперь потребуется несколько больше. На днях Германия объявила о планах переброски в Литву сразу четырех тысяч военнослужащих Бундесвера. Но пока их там нет, канцлер готов на словах утешить коллегу: "Любое нападение на территорию НАТО – это то, на что мы ответим вместе. И поэтому все могут на это рассчитывать. В настоящий момент наша задача – внимательно следить, происходит там что-то или нет".
"Внимательно следить" – это то, что у Германии не очень хорошо получается, учитывая опыт с "Северными потоками". И в области военного строительства (обещания тратить на армию 2% ВВП – все еще обещания) правительство Шольца пока заметно отстает от коллег из Варшавы. Польша, которая ранее приобрела крупную партию южнокорейских танков и самоходок и закупила в США РСЗО HIMARS на общую сумму порядка 15 миллиардов евро, теперь планирует потратить столько же на американские системы ПВО Patriot. Тем не менее власти Германии добились успехов – "большой брат" их больше не ругает за пассивность в поддержке Украины, хотя и сложно сказать, порадуются ли этой новости немецкие налогоплательщики.
"Ваша помощь в обеспечении безопасности и обучении защитников Украины была бесценна, и мы должны продолжать прилагать усилия, чтобы помочь Украине добиться успеха", – заявил министр обороны США Ллойд Остин.
"Я очень рад, что в мае нам удалось выделить новый пакет помощи Украине в размере 2,7 миллиарда евро, и теперь мы являемся вторым крупнейшим донором для Украины после Соединенных Штатов. Я горжусь этим", – признался министр обороны Германии Борис Писториус.
Удержаться на достигнутой позиции в гонке вооружения Украины Германии, видимо, будет несложно, хоть денег у нее нет – государственный долг и бюджетный дефицит обновляют рекорды – но ведь их ни у кого нет. Разве что у Норвегии, которая отлично заработала на поставках газа на континент, фактически заместив собой на рынке российских производителей.
Стремление генсека НАТО Столтенберга перейти на должность управляющего норвежским Национальным банком в этом свете играет новыми красками. "Я хвалю Европейский союз за беспрецедентную помощь, которую вы предоставили Украине, члены НАТО также предоставляют помощь, и это показывает, как мы дополняем друг друга", – сказал он.
На прошлой неделе Евркомиссия отчиталась о том, что общий бюджет ЕС – более триллиона евро – полностью исчерпан. У премьер-министра Венгрии это вызвало закономерный вопрос: "Где деньги?"
Ответа на похожий вопрос от Урсулы фон дер Ляйен – премьер-министра ЕС – ожидает и бельгийская прокуратура. В период пандемии Евкомиссия потратила многие десятки миллиардов евро на закупку вакцин, причем переговоры об этом были настолько секретными, что Урсула фон дер Ляйен cтесняется предъявить общественности свою переписку с контрагентами из американской компании Pfizer.
Потом известный энергетический кризис, который нанес удар по европейским финансам в интересах поставщиков, и, наконец, Украина высосала уже 77 миллиардов евро. При этом под носом у них лежат замороженные российские активы – велик соблазн взять и украсть, но они боятся последствий, поэтому разрабатывают более тонкие мошеннические схемы.
"Евросоюз готовится ввести новый налог на прибыль с замороженных российских активов, за счет чего сможет передавать Украине до €3 миллиардов в год на восстановление страны. Это предложение будет обсуждаться на саммите ЕС в Брюсселе. Консультирующие ЕС юристы признали такой подход приемлемым с правовой точки зрения", – пишет Guardian.
3 миллиарда не спасут киевский режим, учитывая, что его запросы составляют вдвое большую сумму. И не в год, а в месяц. И игра со словами проблему денег и их отсутствия не решает.
"Это должно быть что-то на долгий срок. Во время войны и после войны. Нужно сделать Украину способной защищаться. Возможно, Европейский фонд мира должен будет превратиться в оборонный фонд Украины", – считает глава внешнеполитической службы Евросоюза Жозеп Боррель.
Звучит неплохо, но на деле эффект примерно такой же, как и от Совета "Украина – НАТО" того формата, который Запад намерен предложить киевскому режиму на ближайшем саммите Альянса в Вильнюсе вместо плана по вступлению в Трансатлантический блок. Министр иностранных дел Дании Расмуссен, как и многие коллеги до него, дал понять, что никакого ускоренного режима принятия Украины в Альянс, несмотря на все ее заслуги, не будет и вообще говорить не о чем, пока идут боевые действия. При этом для Киева звучат тревожные звоночки.
Вот, например, что пишет Financial Times: "Хорошо это или плохо, исход контрнаступления повлияет на все, что мы делаем в отношении Украины, и мы все это осознаем", — сказал один высокопоставленный европейский дипломат, который, как и другие, пожелал остаться неназванным, учитывая деликатность темы. "Финансирование, поддержка, политическая активность и, самое главное, предстоящие мирные переговоры, нравится нам это или нет".
У Киева остается немного времени для того, чтобы добиться очевидных военных успехов. Только это и может сподвигнуть европейцев на некие сверхусилия, хотя и понятно, что найти очередные 77 миллиардов евро для Украины практически невозможно.
На Западе хотели бы увидеть какие-то результаты на поле в течение ближайших двух недель – до саммита НАТО. Впрочем, даже если их не будет, это не означает, что программы поддержки киевского режима начнут немедленно сворачиваться и на повестке встанет вопрос о корейском сценарии. Более адекватная оценка запасов прочности и терпения Европы состоит в том, что их хватит до середины, может быть, до конца осени.