Масштабный экологический проект «Роснефти» и «Иннопрактики» стартовал в Белом море

10 июля 2023 15:35
Открыт первый сезон полевых работ в рамках масштабного экологического проекта компании «Роснефть» и негосударственного института развития «Иннопрактика» в Белом море.

Открыт первый сезон полевых работ в рамках масштабного экологического проекта компании «Роснефть» и негосударственного института развития «Иннопрактика» в Белом море. Два исследовательских судна – «Профессор Зенкевич» и «Картеш» – вышли в западную и восточную часть акватории, чтобы воспроизвести океанологическую съемку, выполненную 100 лет назад одним из основателей отечественной гидробиологии Константином Дерюгиным. Пробы бактерио-, фито-, ихтио- и зоопланктона производятся в тех же точках и с применением тех же методов, что и в прошлом веке. Такая точность и аутентичность необходима, чтобы обеспечить сравнимость результатов экспедиционных работ, и дать обоснованный научный ответ о том, какие климатические и экологические изменения произошли в российской Арктике за столетний период.

Вместе с тем, ученые применят самые современные приборы и инновационные технологии, в том числе – обследуют дно Белого моря при помощи подводных дронов и проведут молекулярно-генетический анализ обнаруженных организмов, используя единственный в мире находящийся за Полярным кругом секвенатор. Это позволит получить новые данные о фауне арктических морских экосистем и даже открыть еще неизвестные науке виды. В результате проекта «Роснефти» и «Иннопрактики» будет создана обширная база научных данных и отработаны алгоритмы, необходимые для долгосрочного планирования устойчивого развития арктического региона России, выявления многолетних трендов и составления достоверных прогнозов.

«В большинстве морей российской Арктики лед – многолетний, тогда как на Белом море он – однолетний. А это принципиально разные структуры и экосистемы. Но сейчас из-за глобального потепления однолетнего льда в Арктике становится все больше. Соответственно, результаты исследований на Белом море становятся все более и более актуальными для всей российской Арктики, и именно для анализа климатических изменений», – объясняет научный руководитель проекта «Роснефти» и «Иннопрактики», директор Беломорской биологической станции МГУ, доктор биологических наук Александр Цетлин. Белое море – ввиду своих природных характеристик – это своего рода естественный «полигон», идеальная «модель», чтобы составить всеобъемлющее представление об экологическом состоянии морей Арктики в целом. Сравнивая «перепись» обитателей Белого моря, сделанную Дерюгиным с актуальными данными, можно достоверно определить, какие изменения произошли в российской Арктике за 100 лет и чем были вызваны – естественными причинами или, например, деятельностью человека. «Нет задачи остановить изменения, перед нами стоит задача найти стратегию, которая позволит и сохранить природу, и защитить человека», – отмечает он.

Исследования, организованные «Роснефтью» и «Иннопрактикой» в Белом море, решают важнейшие для страны и планеты задачи сразу в трех областях: экономической, научной и экологической, объясняет технический руководитель проекта «Роснефти» и «Иннопрактики», исполнительный директор Центра морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова Николай Шабалин. «Арктика – это четверть российского ВВП, пятая часть экспорта и 28% территории. Но нельзя и забывать и о биоразнообразии: очень много видов рыб, птиц, животных зависят от состояния северных экосистем. Нужны совместные усилия и ученых, и бизнеса, и государства, чтобы отслеживать происходящие здесь процессы. Мы надеемся, что этот проект станет «кирпичом в фундамент» долгосрочного устойчивого развития Российской Арктики», – говорит Шабалин.

Благодаря поддержке бизнеса у ученых есть все необходимое, чтобы применять как классические гидробиологические, так и самые современные методы за Полярным кругом. Однако, по словам директора ББС Александра Цетлина, важен еще и педагогический смысл проекта «Роснефти» и «Иннопрактики». «Работа ученого, исследователя – это тяжелый труд», – объясняет он. – «Студенты, участвующие в проекте, приобщаются к этому тяжелому труду, учатся, получают практику и навыки командной работы. Так формируются новые научные коллективы, чьи великие открытия еще впереди».