Специалисты Центра имени Грабаря спасают старинные иконы в Архангельске

12 июля 2023 10:11
Сейчас реставраторы проводят противоаварийные работы и консервацию памятников.

Три десятка старинных икон музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" нуждаются в реставрации. Для этого в Архангельск пригласили специалистов Центра имени Грабаря. За работой наблюдала Светлана Синицына.

Из масштабной коллекции древнерусской живописи музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" на реставрацию отобрали три десятка икон прошлых столетий, начиная с XVI века.

"Мы периодически проводим специальные профилактические осмотры, которые выявляют разрушения произведений темперной живописи. Как только они проходят определённую критическую точку, конечно, мы приглашаем реставраторов, которые помогают нам спасать уникальные произведения древней живописи", – рассказала заведующая отделом Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" Татьяна Кольцова.

Из-за плохого состояния некоторые древние памятники невозможно вывезти за пределы музея. Приезжие мастера Всероссийского центра Грабаря чаще всего берутся за реставрацию крупноформатных и сложных икон, в том числе написанных темперными красками. Готовились они из растёртых минералов и других красящих веществ на яичной желтковой эмульсии. По словам музейных работников, на данный момент в Архангельском филиале центра Грабаря нет специалистов по реставрации темперной живописи. Причем некоторые виды работ могут выполнять мастера только высшей и первой категорий.

"Иногда и мы работаем, можно сказать, как "скорая помощь", то есть мы выполняем определённый ряд реставрационных мероприятий, которые останавливают разрушение памятника, чтобы он мог дождаться, например, своей очереди. Когда уже попадёт к реставратору, он выполнит полную реставрацию", – отметила художник-реставратор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Наталья Фоломешкина.

Сейчас реставраторы проводят противоаварийные работы и консервацию памятников. Среди задач и укрепление отставшего красочного слоя, и левкаса – грунта, которым покрыта деревянная основа иконы.

"Для того чтобы укрепить, мы используем клей и наносим профилактическую заклейку. Затем прессуем эти участки рабочие, закладываем их грузами", – продолжила Наталья Фоломешкина.

После того как фрагмент укрепится, профилактические заклейки, папиросную бумагу, удалят. Среди раритетов, с которыми работают московские реставраторы – иконный образ Благоразумного разбойника Раха, который был распят на Голгофе вместе с Христом. Этот образ из иконостаса Троицкого храма села Нёнокса никогда ещё не был представлен публике.