Ситуация на Украине

США анонсировали передачу Киеву истребителей F-16

12 июля 2023 22:02
Белый дом США все-таки анонсировал передачу киевскому режиму истребителей F-16, с оговоркой, что ВСУ, скорее всего, получат их не от самих Соединенных Штатов, а от государств Европы, в распоряжении которых такие самолеты уже имеются. Сообщил об этом советник Джо Байдена по нацбезопасности Салливан. Правда, даже примерные сроки поставок не уточнил. Равно как не стал говорить о том, когда начнется подготовка украинских пилотов.

Хотя тут уже появилась информация Financial Times со ссылкой на источники о старте обучения в августе. И о вероятном завершении обучения спустя восемь месяцев. То есть, следующей весной.

В любом случае, сам вопрос об истребителях Вашингтоном, надо полагать, решен. Новую, долгожданную подачку от западных спонсоров украинское руководство, в конце концов, выпросило. Но здесь, конечно, возникает вопрос: на какое количество F-16 могут рассчитывать нацистские летчики? И кто конкретно будет не прочь с ними поделиться истребителями? Есть понимание, сколько вообще у европейцев этих самолетов?

Проект "Анти-Россия" пока не свернут. У него еще остался коммерческий потенциал. Американцы публично высказались за поставки Киеву истребителей F-16. Сам по себе этот самолет в представлении не нуждается. Это рабочая лошадка Альянса еще с 1980-х годов. Он считается одним из самых массовых боевых истребителей на планете.

Самолет многократно модернизировался, хотя сейчас уже морально устарел. Если говорить о Европе, то F-16 стоят на вооружении девяти стран. Больше всего их у Турции и Греции, свыше четырехсот единиц. Однако, вряд ли именно они станут спонсорами Киева. Больше всего о необходимости передать Украине авиацию традиционно кричат Польша, Бельгия, Дания и Нидерланды. А в их распоряжении – от силы две сотни боевых машин. В общем, на многое Незалежной рассчитывать не приходится.

– Количество самолетов, которое указанные страны могут поставить, могут составить несколько десятков. Может быть, до 50. Я затрудняюсь назвать точную цифру, – отмечает военный эксперт, кандидат военных наук Александр Бартош. – Она будет определяться количеством подготовленных летчиков.

На Украину F-16 полетят, очевидно, с пустыми пилонами – вооружать придется на месте. В распоряжении Киева под них уже есть определенное количество ракет "воздух-воздух", противорадарные HARM, а также авиабомбы – те же JDAM. Возможно, вслед за самолетами в Незалежную отправятся и новые типы боеприпасов для них: например, кассетные авиабомбы, дальнобойные ракеты и средства для поражения морских целей "Гарпун".

Но скорее всего, задачей американских истребителей будет, в первую очередь, противодействие российской авиации, в том числе беспилотной, которая в воздухе безраздельно доминирует.

– Приближаться к границам F-16, наверное, не захотят. Скорее всего, Украина будет задействовать их в интересах противовоздушной обороны для перехвата наших ракет, возможно, дронов и так далее, – предполагает заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Вадим Козюлин. – Лучшим средством борьбы против новых крыльев Украины, очевидно, будет уничтожение аэродромов, и самих самолетов, пока они еще не взлетели. Эксперты предполагают, что дабы от этого защититься, Киев может пойти на хитрость: обустроить взлетные полосы прямо на крупных автострадах.

– Рассредоточить они их смогут. Мы уже видели эксперименты ВСУ по использованию автострад в качестве аэродромов – используется старый советский опыт. Один из рецептов здесь достаточно простой: берем, поднимаем старые советские карты, смотрим, какие участки предполагалось использовать для авиации. И вот вам список потенциальных аэродромов, которые могут быть, – дает реальный совет военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Впрочем, что делать с F-16 – это проблема Украины. Реальные цели западных ястребов максимально далеки от военной стратегии, они лежат в плоскости коммерции. Очевидно, что СВО – лишь повод пустить под списание давным-давно застоявшиеся на складах самолеты, и обновить авиапарк. США не знают, куда бы пристроить свои дорогущие F-35, а европейские лоббисты американских интересов всегда готовы помочь, подставить рынок для заокеанского ВПК.

Ожидается, что обучение украинских пилотов на F-16 начнется в августе. Эксперты говорят: закаленные в боях асы могли бы освоить новую машину за пару месяцев, но таких, очевидно уже просто не осталось.

Тренировать будут "зеленых", неопытных летчиков. И по расчетам американцев, в бой на F-16 они смогут пойти только в начале следующего года, если еще будет за что воевать.