Гонщиков на электросамокатах притормозят
Электросамокаты заполонили улицы больших городов. Только в Москве работают 10 кикшеренговых компаний, а это более 60 тысяч устройств. Взять в аренду двухколесный гаджет максимально просто. Главное – установить на смартфон специальное приложение, сделать пару кликов – и вот самокат готов к поездке.
Доступность и популярность средств индивидуальной мобильности обернулись весьма серьезными проблемами. Чуть ли не каждый день инспекторы ГИБДД фиксируют аварии с участием СИМов. Если в 2021 году в России было 192 ДТП, то с начала этого года – уже 496. Количество пострадавших выросло вдвое. Есть и погибшие.
"Есть радикальная точка зрения, что надо вообще запретить перемещаться, по крайней мере, тяжелым самокатам, по тротуарам. И это – позиция пешеходов. Еще у Ильфа и Петрова были рассуждения в 1920-х годах о жестких противоречиях между пешеходами и автомобилистами. Еще в фильме "Берегись автомобиля" были рассуждения. Противоречия есть всегда", – сказал Валерий Фадеев, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
И пока парламентарии настаивают на жестком контроле за лихачами на электросамокатах.
"Чтобы ответственность была персональная и более конкретизированная. Тот кто взял в руки самокат, должен понимать, что он отвечает за здоровье не только свое, но и третьих лиц", – отметил Султан Хамзаев, депутат Госдумы.
Сотрудники ДПС после новых поправок в правила дорожного движения гоняются за юркими наездниками по улицам и дворам. Иногда им помогают пешеходы.
Но не всегда суровые меры приводят к соблюдению закона. Согласно последним ограничениям, пользователь СИМа не может разгоняться быстрее 25 километров в час и катать пассажиров. Как и велосипедист, обязан спешиваться при пересечении дороги, иначе штраф в 800 рублей.
Но после оформления протокола некоторые наездники, едва скрывшись за углом от инспекторов ДПС, продолжают нарушать. Возможно, размер штрафа исправит положение? Но, по мнению опытных юристов, это лишь усугубит ситуацию: "Пока мы не отрегулируем правила дорожного движения не на бумаге, а на дороге, к величайшему сожалению, ни к чему хорошему это не приведет".
Поэтому глава ГИБДД России Михаил Черников считает, что пользователям СИМов нужно прививать культуру вождения. Словно школьникам, необходимо рассказывать о новых правилах и возможных последствиях.
"Любые вопросы, касающиеся наведения порядка именно администрированием и наказанием, – это уже ставит другого участника дорожного движения, подконтрольного законодательно, в такое агрессивное поведение, где он старается, исходя из того, что есть ответственность и я буду пафосно нарушать. Когда с человеком общаются нормально, это приводит к нормальным последствиям и зачастую люди отказываются от своего поведения противоправного", – сказал Черников.
Сейчас эксперты активно обсуждают и необходимость введения отдельной категории прав для любителей прокатиться с ветерком на самокате. А еще предлагается обязать потенциальных водителей сдавать практические экзамены. Это отсеет тех, кто с большим трудом держит равновесие в потоке пешеходов и машин.