Раскол в Ремонтном

23 сентября 2012 20:00
Село Ремонтное Ростовской области. Массовая драка на рынке, где схлестнулись сельчане и выходцы из Дагестана. Сейчас реальность жизни - беженцы. Полиция, ОМОН и СОБР. Сельская власть положение не контролирует. Конфликт нарастал постепенно.

Все случилось в базарный день, когда на рынок в Ремонтное едут покупатели со всей округи, а продавцы даже издалека. По словам местных жителей, тогда народу было гораздо больше, чем теперь. Шла бойкая торговля. Но ее быстро свернули, когда на площади появилась разъяренная толпа.

Сперва никто ничего не понял. Потом заметили: русские парни били без разбора всех мужчин-кавказцев. Женщин и детей не трогали, те сами разбегались и прятались.

Сначала погромщики были безоружными. Палки и камни взяли в руки, когда пронеслась новость: мол, дагестанцы подтягиваются - мстить. В это время в центре народ прибывал, начался стихийный митинг. В район примчались больше 200 сотрудников полиции, ОМОН, областное начальство. Продолжения насилия удалось избежать. Теперь выясняют причины конфликта, которые местные жители определяют словом "накипело".

"Из-за того, что они начали вести себя нагло. На улице собираются средь бела дня, оскорбляют женщин. А лезгинку они танцуют и ночью, и днем", - рассказывает жительница села Ремонтное Лариса Косаева.

"Они" - это даргинцы. Представители одной из народностей Дагестана. В Ремонтненском районе - почти 1700 человек на 20 тысяч местных жителей. Большинство уже тоже стали местными. Годами живут на животноводческих точках. Многие дружат с коренным населением, которому давно открыли вкус хинкала и шашлыка.

"Больше 20 лет. Семья очень доброжелательная, гостеприимная, часто бываем здесь", - рассказывает жительница села Ремонтное Лидия Губская.

"С чего начинаются войны? Кто-то как-то не вовремя сказал: смотрите по телевидению, показывают, там американцы фильм какой-то запустили. Смотри, как они все возмущаются. Наверное, тут и это", - рассуждает владелица кафе Татьяна Гончарова.

Как выяснилось, граждане возмущались поведением не всех даргинцев, а некоторых молодых представителей диаспоры. Несколько месяцев в тихую хуторскую жизнь врывались "покатушки" - гонки на машинах с бешеной скоростью. Во время одной из поездок джигит по имени Алик снес памятники на кладбище, что переполнило чашу терпения.

"Скорость была, я думаю, за 200, потому что с такой скоростью развернуться, перевернуться, в воздухе развернуться и сесть на забор сверху все своей массой┘", - полагает глава Ремонтненского сельского поселения Николай Сёмченко.

Больше всего людей возмутила безнаказанность нарушителя, который был еще и пьян. Через пару дней он как ни в чем не бывало разъезжал на новой машине. Прав его лишили уже после погрома.

"Что будет дальше, когда уйдете вы, силовики, что будет с нами?" √ спрашивает местная жительница.

Теперь отвечать на вопросы приходится командирам, устанавливающим в округе мир и спокойствие. Проверяются все жалобы, законность содержания оружия, регистрация по месту жительства, правомерность земельных сделок. Русские в этих краях больше растят пшеницу, кавказцы занимаются животными. Вспышку гнева могли подогреть конфликты между пахарями и пастухами. Земли мало, а скот на дальних точках никто и не считал. Как и убытки, которые приносят крестьянам так называемые потравы - когда овцы и коровы вытаптывают урожай.

"Они этот скот грузят, везут в Москву, тот же Дагестан. Там делают деньги. Мы что имеем за это?" √ задается вопросом местный житель.

Споры кипят и на собраниях диаспоры. Там тоже требуют безопасности и исполнения законов.

"Пускай поймали моего сына - пускай накажут. Что заслужил, получит. Поймали его - его заставят. Что, нету русских таких, что борзеют? Есть", - говорит житель села Ремонтное Рамазан Шаманов.

Кому было заниматься наказанием нарушителей, если незадолго до событий вся верхушка районной полиции за взятки была уволена? Только теперь назначен новый начальник. Заведено 11 уголовных дел. Но попробуй в деревне установить степень вины каждого.

"Обратились порядка десяти человек с полученными легкими телесными повреждениями. Раз. Но все получившие эти повреждения отказываются дать показания, кто им их нанес. Почему?" √ говорит полицейский.

Да потому, что жили вместе, учились в одних школах, машины чинили в одной мастерской. В кафе "Восток", которое сейчас закрыто "по просьбам трудящихся" (как место сбора главных дебоширов), гуляли все - на выпускном, днях рожденьях и свадьбах.

"Если вот до крута дойдет, куда бежать, кому из нас бежать? Вы проработали здесь, прожили по 30 и по 40 лет. Кому куда бежать? А некуда бежать, нигде ни вы, ни мы не нужны. И точно страдать будем все", - уверен председатель СПК племзавода "Подгорное" Сергей Бондаренко.

Уже страдает молодежь, от безделья разминаясь кулаками в местных барах. Кстати, их пять. А единственный кинотеатр под названием "Русь" не работает. Посмотреть фильм едут за 60 километров в Элисту или за 180 в Волгодонск.

Работы не хватает, заработков - тем более. Даже в одном из лучших хозяйств района. Знаменитое мраморное мясо, которое получают от коров калмыцкой породы, селянам удается продавать лишь по 50 рублей за кило живого веса. Далеко везти.

"Если бы была здесь переработка - это дополнительные рабочие места. Молодежь бы, конечно, оставалась бы, работала", - уверен председатель СПК племзавода "Мир" Александр Моргунов.

Руслан рад, что у него работа есть. В его отаре есть овцы белые - они принадлежат сельхозкооперативу, и черные - свои, идут на мясо. Тут все ясно. Но когда земляки делят друг друга на белых и черных, становится обидно.

В Ремонтном воцарилась тишина. Местные жители называют это "комендантским часом", хотя его никто не объявлял. Просто, на улицах, у школ, в сквере, на почте, на площади - везде продолжают дежурить патрули. И это "осадное положение" пока одобряют все стороны конфликта. Есть возможность подумать.