Вести недели. Людей меньше, речи дольше
Многие магазины и кафе закрылись, ключевая транспортная артерия столицы - Садовое кольцо - перекрыта. Очередное шествие оппозиции. С момента первого митинга прошло девять месяцев.
"Свободу политзаключенным, проведение глубокой политической реформы, проведение новых парламентских и президентских выборов", - требует сопредседатель "Республиканской партии России - Партии народной свободы" Борис Немцов.
"Политзаключенные - это однозначно это люди, которые сидят по шестому мая. Те, что называется панк-группа "Pussy Riot" - они, конечно, сидят по политическим мотивам, однозначно", - говорит сопредседатель "Республиканской партии России - Партии народной свободы" Михаил Касьянов.
Явной звездой акции себя чувствовал Геннадий Гудков, лишенный накануне депутатского мандата. Он позиционировался как жертва политической расправы.
"Вы вот полгода назад здесь выступали и предлагали сдать мандат, а потом очень противились тому, что вас лишили мандата, почему?" √ спрашивают Геннадия Гудкова.
"Это чистое вранье, я не знаю, надеюсь, вы не по заказу это делаете, а от души, потому что я десятого числа, выступая на Болотной Площади, сказал, что мы сдадим мандаты, но сначала мы отнимем ворованное у партии власти", - объясняет Геннадий Гудков.
Единственный, с кем невозможно записать интервью - Алексей Навальный. Он все время в кольце крепких молодых людей - вплоть до самой сцены.
"Мы не можем жить без свободы! Нам не нужна жизнь без человеческого достоинства! Мы никогда от этого не откажемся, это наша личная борьба", - говорит Алексей Навальный.
Публика на акции снова чрезвычайно разношерстная. И многие не церемонились друг с другом за место поближе к сцене.
"Тираны должны пасть! Россия будет свободной! Родина или смерть! Слава России! Слава России", - кричит Александр Белов.
"Все это превращается в какое-то красно-коричневое мероприятие" - заявило руководство "Яблока" и отказалось участвовать не только в этой акции, но и в следующей. Не было на митинге и Владимира Рыжкова, Ксении Собчак, Бориса Акунина и многих других. А некоторым пришлось уйти. Например, тем, кто решил высказать свое отношение к оппозиции. Оппонировать оппозиции получилось недолго.
Но уследить за всеми несогласными оказалось невозможно. И в нескольких десятках метров от главной сцены - альтернативная акция.
В итоговой резолюции основного митинга - требования отставки руководства страны, роспуска парламента и освобождении "узников шестого мая".
"Мы написали текст, который будет опубликован на "Эхо Москвы" и на остальных дружественных сайтах и изданиях. И мы очень просим вас поставить свою подпить в обращении к властям Российской Федерации. Мы, граждане России и всех других стран, обращаемся к представителям правоохранительных органов Российской Федерации, в чьих силах повлиять на расследование событий шестого мая в Москве. Сегодня уже 17 человек считаются обвиняемыми, 13 из них находятся под стражей. На дело было брошено более ста человек. Мы требуем от властей немедленно прекратить уголовное дело по статье 212 "Массовые беспорядки" за отсутствием состава преступления", - говорит Изабель Макгоева.
Митинг, по задумке организаторов, должен был идти на протяжении шести часов. И если по началу акция действительно была довольно массовой, то уже через два часа число участников резко сократилось. Оставшиеся стояли непосредственно у сцены, основная часть проспекта Сахарова оказалась полупустой.
"Обещали стоять, так выполняйте обещание! Я-то стою, а куда там уже? Вы их там хватайте за руки и не отпускайте! Сегодня Москва наша", - обращается координатор движения "Левый фронт" Сергей Удальцов.
Разделяли такое мнение к моменту официального окончания акции лишь несколько десятков человек. Удальцова и нескольких его сторонников полиция в итоге задержала - они не уходили с проспекта Сахарова и после отведенного времени. Но уже в полночь Удальцов был отпущен.