Театр балета Бориса Эйфмана продолжил московские гастроли "Евгением Онегиным"
Театр балета Бориса Эйфмана продолжил свои московские гастроли спектаклем "Евгений Онегин". Эта постановка включена в афишу Фестиваля искусств "Черешневый лес". О героях пушкинского романа, перенесённых по воле хореографа в конец ХХ столетия, – Елена Ворошилова.
"Евгений Онегин" – балет, который всегда возвращается в афишу Театра Эйфмана. Здесь нет даже намека на веера, корсеты, кринолины и фраки. В кофрах – кроссовки и туфли на каблуках. Действие романа Эйфман перенес в 90-е годы ХХ века.
"Есть известный роман Пушкина, который, можно сказать, машина времени перенесла в наши дни. Та же самая история, но акценты, герои – уже несколько другие", – поясняет художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета, народный артист России Борис Эйфман.
Герои в джинсах и пиджаках пережили Путч, вышли на защиту Белого дома. Протестующая молодежь, среди которой Онегин и Ленский. Поэт с гитарой напоминает рок-певца, его танцует Владимир Афоничкин. Ему 22, он старше своего Ленского на четыре года.
"От этого его легче играть. Думаю, многие молодые люди тоже узнают себя именно в этом персонаже", – делится Владимир Афоничкин, солист Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана.
А это – та самая Татьяна – Мария Абашова, она танцует партию с премьеры 2009-го. "Я знаю, что все балерины любят танцевать Татьяну. Это насыщенная, наполненная партия", – говорит солистка Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России Мария Абашова.
Татьяна у Эйфмана – провинциалка, натура пылкая и романтичная. Как и в романе Пушкина, признается в любви к Онегину в письме, а дальше по сценарию – отверженная любовь, Москва, замужество, преображение.
"Эта история – история Золушки. Как говорит Борис Яковлевич, у нас даже есть "бал Золушки", когда из деревенской девушки делают светскую даму", – добавляет Мария Абашова.
Онегин убивает Ленского не из пистолета, а в драке ножом. А дальше – раскаяние, страдание, расплата. Олег Габышев исполняет партию Онегина 14 лет. В его жизни много переплетений с персонажем.
"Я так же не заметил искреннюю любовь, я так же потом сожалел об этом. Может, не так яростно, как в нашем спектакле", – делится солист Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана, заслуженный артист России Олег Габышев.
История Онегина – вне времени. Эйфман провел героев Пушкина через годы перестройки, когда страна определяла для себя главные ценности.
"За 200 лет практически ничего не изменилось – есть тот же поиск смыла жизни и есть трагедия – потеря этого смысла", – объясняет художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета, народный артист России Борис Эйфман.
А еще эта история про выбор, про свободу, и про счастье, которое было так возможно и так близко.