Каким волгоградцы помнят основателя НЭТа Отара Джангишерашвили?

30 июля 2023 16:36 ГТРК "Волгоград-ТРВ"
Отара Джангишерашвили называют человеком, с именем которого связано не просто становление театра нового формата, но и организатора, обладающего удивительной способностью объединять в самые сложные времена. Жизненному и творческому пути народного артиста посвящен документальный фильм "С любовью, Отар", снятый авторским коллективом ГТРК "Волгоград-ТРВ".

Человек удивительных организаторских способностей: так вспоминают его все, кто смог пройти хоть по краешку судьбы Нового экспериментального театра в Волгограде.

"Театр всегда был первым, о театре знали не только в Волгоградской области, но и за пределами", – говорит директор Нового экспериментального театра Ангелина Шершень.

"Это был почерк Джангишерашвили, была философия театральная, которая развивалась сезон от сезона. Театр стал в Волгограде именно тем местом, где разнородная публика превращалась на лучших спектаклях Отара Ивановича в нацию", – считает заслуженный деятель искусств РФ, театральный критик Олег Пивоваров.

Создание принципиально нового театра на месте бывшего Драматического – учреждения с историей, но потерпевшего крах, стало вызовом и для нового коллектива, и для самого худрука. Но вначале Джангишерашвили бросил вызов самому себе: в 1889 году приехав сюда, на новое место. Да, он был режиссером с именем. Но интерес и признание волгоградской публики только предстояло заслужить.

"Он начал именно в другом городе, где никто никого не знал, ни его, ни артистов, он себя поставил", – отмечает заслуженный артист РФ Олег Алексеев.

Он был учеником выдающихся мастеров национальной театральной школы. Возглавлял театры Петрозаводска, Горького. Тогда спектакли Джангишерашвили не уступали столичным постановкам. Но мастеру, по его собственным словам, не хватало ощущения подлинной свободы. А гражданам постперестроечной страны тогда очень не хватало надежды. Все эти факторы, как покажет время, увяжутся воедино и станут началом новой страницы в театральном искусстве Волгограда.

"Помните то время, 90-е, когда не хотелось жить, когда казалось, что все рушится, что ничего доброго и хорошего уже не будет. Приходишь в НЭТ, выходишь оттуда, и уже хочется жить", – делится журналист Владимир Апаликов.

Рождением НЭТа стала премьера первой постановки Отара Джангишерашвили "Ромео и Джульетта". С первых шагов коллектива нового театра в полной мере проявилась остро новаторская эстетическая программа. А главным принципом стал эксперимент, художественный синтез, помноженные на верность традициям ведущих театральных школ. Каждый новый спектакль становился событием, но не гонкой за новым прочтением материала или искусственным постмодернизмом в постановках двигали Отаром Джангишерашвили. Для него был самоценен актер. Он мог выматывать состав в репетиционном процессе, руководителем был сильным и самодостаточным. Знал, чем и как живут его артисты вне театральных стен. Был в ответе за всех, кого пригласил в команду.

"Всегда говорил нам, студентам , может быть, из вас не выйдет хороших артистов, но людьми чтобы были нормальными, хорошими!", – вспоминает актриса Нового экспериментального театра Анастасия Фролова.

Закрытость и властность: черты, которые он считал необходимыми для худрука в своем театре. Таким образом пытался не допустить разлада и шатания внутри коллектива. И каждый день делал искусство НЭТа все более зрелищным, будоражащим воображение зрителя.

"Он все время пытался и прививал это – относиться, как к живому делу", – говорит заслуженный артист РФ Владимир Бондаренко.

Роскошным должно было быть все: от сценографии, костюмов, световых решений до музыкального сопровождения. Джангишерашвили переворачивал представления о том, что можно, а что нельзя в театре. Так однажды в НЭТе появился первый в России настоящий фонтан.

"Вот для того, чтобы они получили эти крылья. Те крылья, которые мне в молодости никто не давал, но я их сам себе завоевал, я создал все условия для того, чтобы молодые получили эти крылья", – говорил Отар Иванович.

Дискуссии, споры, отклики: до него общественность никогда, пожалуй, так не следила за театральной жизнью. Острый, демократичный, без репертуарного ширпотреба – вся работа НЭТа была непрерывным экспериментом. Джангишерашвили был убежден: именно культура и искусство определяют имидж города. В начале 90-х смог провести международный фестиваль экспериментальных театров класса "А", на который аккредитовалось полсотни журналистов, в том числе из Sunday Times, Guardian и других изданий. Его авторитет был бесспорен: Отар Джангишерашвили был академиком Международной академии театра, несколько лет он возглавлял Общественный совет при региональном комитете культуры, – сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ".