В музее "Витославлицы" готовят к открытию выставку "Моё уединение"

01 августа 2023 09:57
Позади долгая архитектурная реставрация, в ближайшей перспективе – возрождение в усадебном доме графини Анны Орловой-Чесменской духа эпохи начала XIX столетия.

В усадебном доме графини Анны Орловой-Чесменской в музее "Витославлицы" готовится к открытию выставка "Мое уединение" – так графиня подписывала письма из Новгорода, тем самым закрепив это образное название за своим домом. Подробности – в репортаже Юрия Левикова.

Позади долгая архитектурная реставрация, в ближайшей перспективе – возрождение в усадебном доме графини Анны Орловой-Чесменской духа эпохи начала XIX столетия. Неслучайно и название готовящейся выставки "Мое уединение", ведь в этом доме, в окрестностях Юрьева монастыря, императорская фрейлина отдыхала от столичной суеты, и на смену светской жизни приходили размеренность и покой.

"Она писала неоднократно и говорила: "Теперь блаженствую в мирном моём уединении". Эта подпись возникала очень часто в её письмах, и поэтому название выставки неслучайно. Иногда даже стояла такая подпись: "Новгород. Уединение", – рассказывает заведующая отделом изучения и популяризации музейных коллекций Новгородского музея-заповедника Ирина Васильева.

Одна из жемчужин будущей экспозиции – полубуфет с гербом Орловых. Более того, специалисты могут даже сказать, в каком особняке Санкт-Петербурга этот предмет мебели когда-то стоял.

"Проектировали мебель всегда архитекторы, которые строили дом, и очень часто в своих предметах мебели повторяли архитектурные формы фасадов. Если мы посмотрим на три орловских дома, которые сохранились сейчас в Санкт-Петербурге, то на одном из этих домов, на фасаде, мы можем видеть те же самые моменты и картуши, эти чешуйчатые орнаменты и прочие витые колонны", – добавляет Ирина Васильева.

В распоряжении музейных сотрудников подробная опись всех комнат усадебного дома: какая мебель там стояла и какие картины висели. К примеру, в приемном зале графини Орловой, выполнявшем еще и функции столовой, поставят большой стол на 6 персон, уставленный фарфором и хрусталем того периода, а в молельной комнате, совмещавшей в себе ещё и все признаки спальни, уже разместили большую кровать из красного дерева первой четверти XIX столетия, реставрация которой завершилась совсем недавно.

"Наш реставратор Валерий Михайлович Мисевич смог буквально из руин поднять этот экспонат. Он представлен перед вами: кровать в виде ладьи, очень сложной работы, потому что вы видите геометрию этого предмета, но результат превзошёл все ожидания", – отмечает заведующая музеем народного деревянного зодчества "Витославлицы" Олеся Гаврилова.

Многочисленные зондажи, выполненные во время архитектурной реставрации дома, подсказали, где когда-то были двери и окна, возможно, позднее заложенные, а в кабинете графини удалось открыть изначальный цвет стен. Теперь в убранстве этой комнаты вновь приятные малиновые оттенки. Полностью усадебный дом Анны Орловой-Чесменской откроется лишь через год.