Российская Арктика под нашим авиакрылом: летчики Северного флота несут боевое дежурство в высоких широтах
12 августа принимали поздравления все, кто имеет и имел отношение к военно-воздушным силам России. Северный флот расширяет возможности применения авиации на дальних аэродромах в Арктике. Как организовано боевое дежурство в высоких широтах, какие цели стоят перед оперативно-тактическими авиагруппами, смогли узнать корреспондента ГТРК "Мурман" Эльвира Серга и Сергей Корнаков, побывав на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.
"Аэродром Рогачево – важнейший узел в системе обороны всего российского Заполярья. Отсюда можно контролировать огромные территории в Арктике, включая трассы Северного морского пути, и усилить защиту границ государства на случай атаки через Северный полюс. Если возникнет угроза, неприятеля встретят здесь наши истребители", – рассказала корреспондент Эльвира Серга.
Один за другим, уверенно касаясь нитки бетона у кромки Ледовитого океана, садятся истребители-перехватчики Миг-31БМ и фронтовые бомбардировщики Су-24. Они прибыли на смену многофункциональным корабельным Су-33, ближайший месяц им предстоит выполнять специальные задачи по охране воздушных границ.
"Первое, и основное, – это Северный морской путь, Арктика, Карские ворота, которые находятся южнее 200-250 км – это вход как раз в Севморпуть. Поэтому и пограничные войска его охраняют, береговая охрана, с воздуха – это наша задача, 45-ой армии ВВС и ПВО Северного флота", – пояснил начальник штаба объединения ВВС и ПВО Северного флота Игорь Чуркин.
На новом аэродроме базирования уже приступила к своим обязанностям передовая группа инженерно-технического звена, они – часть команды и всегда прибывают первыми. Их задача: принять свои самолеты, проверить, обслужить и подготовить к следующему вылету.
"Ждем средства: воздух, азот, ТЗ и будем готовить дальше по заданию", – рассказал инженер авиационного комплекса Сергей, Галаган.
"Я думал у нас край земли, а прилетел – нет, вот здесь край земли", – смеется командир экипажа Су-24 Петр.
"Отлично добрались, погода хорошая сегодня, как никогда, все позволяет: метеоусловия, ветер – все в норме", – отметил командир экипажа МиГ-31БМ Игорь.
Игорь – летчик 1-го класса, здесь бывать уже приходилось не раз, говорит, над морем, в местности без ориентиров, летать не просто, но системы работают четко, остальное – дело практики. Он сам за штурвалом уже больше 20 лет, со своей боевой машиной – почти одно целое. И слишком "любопытных", заблудившихся в небе, вытеснять приходилось.
"Стоят у нас подфюзеляжные ракеты – это ракеты дальнего боя, ракета Р-33, и на крыле – ракета ближнего боя Р-73", – рассказал командир экипажа МиГ-31БМ Игорь.
По интенсивности полетов Рогачево можно сравнить с Шереметьево, это, конечно, шутка, но для примера: за час аэродром принял и группу военных летчиков, и два гражданских борта из Архангельска, и ряд вертолетов. Это добавляет работы дежурным на контрольно-диспетчерском пункте. Пока мы знакомились с обстановкой, пришел сигнал: в небе посторонние. Су-33-му – команда на боевой вылет.
"Дальняя ближней! – Ответил. – Работаешь по высотному, потом по второму. – Принял, понял!", – уточняют задачи на контрольно-диспетчерском пункте.
"Все, этот уходит на Запад к себе, на авиабазу Милденхол, U-2, "Посейдон" пришел с авиабазы Кефлавик. Вот, в 14:05 он взлетел, сейчас 14 часов 16 минут", – показывает на мониторе расположение самолетов в воздухе генерал.
Оба "посторонних" – самолеты Соединенных штатов Америки, в небе над нейтральными водами в районах российской Арктики появляются часто, ведут разведку местности, фотографируют, мониторят обстановку, но, в целом, ведут себя дисциплинированно. Вылет на боевое задание занял не более часа. "Визуального контакта" не получилось из-за плотных облаков, говорит летчик, вел по приборам. У Максима это первое боевое дежурство на Новой Земле, ему всего 27 лет, но опыт уже получен бесценный.
"Вышел на курс цели "на догоне", включил радиотехнические средства чтобы обнаружить его, обнаружил, цель начала маневрировать и просто ушла в облака", – рассказал командир экипажа Су-33 Максим.
"Самый северный военный аэродром расположен здесь, на Земле Франца-Иосифа, аэродром Нагурская, всего 900 км от макушки земли, длина взлетной полосы – 3,5 км, и здесь возможно принимать практически любые типы летательных аппаратов", – рассказала корреспондент Эльвира Серга.
На острове Земля Александры климат еще более суровый – за все лето не больше 10 ясных дней. Нам повезло!
"Сейчас, вы видите, распогодилось, боевые зашли, сели, все нормально! На этой широте, как бы, задачи никто оперативно-тактической авиации не выполняет, выполняем только мы!", – заявил начальник штаба объединения ВВС и ПВО Северного флота Игорь Чуркин.
Патрулировать российскую Арктику и этой авиагруппе предстоит также в течение месяца, затем по ротации летчики перебазируются в другой регион – готовиться к посадкам на палубу авианосца, а на смену им сюда придут следующие. Для обеспечения летного состава на острове все есть. Специальные задачи авиазвено будет выполнять во взаимодействии с подразделениями базы "Арктический трилистник".